Война в офисе: как развести враждующие стороны

Почему офисные войны никогда не прекратятся и что с ними делать современному руководителю – как нормализовывать атмосферу, порталу HR-tv.ru рассказала Анастасия Данкова , бизнес-тренер международного кадрового холдинга.

дартвейдер, инопланетянин, игрушка, Конфликты интересов внутри компании, Анастасия Данкова, директор департамента организационной психологии в составе практики управления изменениями, почему возникают конфликты, Конфликты интересов, выходы из конфликта, конфликт на работе что делать, как выходить из конфликта, медиация, Повышение культуры решения конфликтов, Конфликт интересов как симптом несогласованности коммуникаций

Общеизвестно, что единство и борьба противоположностей – необходимое условие любого развития. Поэтому сам факт наличия конфликтов является сигналом того, что компания живет и развивается. Вопрос состоит в том, насколько конструктивно такое развитие.

Поэтому, прежде всего, необходимо разобраться, что является источником конфликта.

Читайте также: Руки вверх! Конфликты в компании – как поступать руководителю?

Большинство руководителей формирует команду «под себя», т.е. выбирает людей, относительно похожих между собой. Таким коллективом легко управлять. Правда, в этом случае начальнику придется постоянно работать «паровозом», чтобы тащить за собой весь «состав» – похожие люди мыслят сходным образом и каких-либо прорывных бизнес-идей разработать не могут. Но и не конфликтуют между собой.

Другие руководители наоборот – набирают разносторонних сотрудников по принципу взаимной компенсации. В этом случае в столкновении тех самых противоположностей рождается масса креативных идей, однако лидер вынужден постоянно мониторить настроения в коллективе, чтобы предотвратить момент, когда нормальный творческий спор грозит перерасти в разрушительный конфликт. Секрет  прост – каждый сотрудник нуждается в индивидуальном подходе, уважении его точки зрения и признании самого факта того, что он мыслит отлично от других членов команды и, что особенно важно, самого руководителя.

Битва за землю

Второй источник конфликта лежит в борьбе за ресурсы. Это не новость (все войны на планете возникали именно из-за этого – земли или содержимого недр). В бизнесе это  соперничество за распределение бюджета, расстановку приоритетов в  целях и задачах, да и просто – за внимание руководителя. Увы, процветает принцип «в мутной воде лучше рыбка ловится». Избежать проблем поможет открытость коммуникаций и прозрачность процедур и принимаемых решений.

Есть другая разновидность подобного конфликта: некий сотрудник старается доказать собственную значимость, поэтому всячески ограничивает доступ окружающих к своим профессиональным ресурсам  – не делится информацией, не помогает советом. Ему очень легко работать в тех подразделениях, где начальник нагружает работой только самых исполнительных, и на их фоне конфликтный деятель выглядит такой же очень занятой фигурой. Фактически такая ситуация является тупиковой для развития компании – если «грузят того, кто везет», то в случае его болезни работа отдела будет парализована; а если речь идет о сознательном узурпаторе информации, то потенциал команды ограничивается мощностью одного сотрудника и в какой-то момент прекращает увеличиваться. В подобных случаях помогает каскадирование целей, делегирование ответственности, распределение обязанностей и системный контроль исполнения.

шахматы, Конфликты интересов внутри компании, Анастасия Данкова, директор департамента организационной психологии в составе практики управления изменениями, почему возникают конфликты, Конфликты интересов, выходы из конфликта, конфликт на работе что делать, как выходить из конфликта, медиация, Повышение культуры решения конфликтов, Конфликт интересов как симптом несогласованности коммуникаций

Сражение за власть

Третьим источником конфликта я бы назвала борьбу за власть. Увы, человек так устроен, что в любом месте, где собираются более одной персоны, автоматически начинается определение старшинства и иерархия. Это не хорошо и не плохо, это закон жизни, поэтому сопротивляться ей сложно. Гораздо эффективнее использовать: желает сотрудник стать авторитетом для коллег – пусть докажет это объективными показателями. Прозрачная система бонусов и поощрений легко это продемонстрирует. Хочет стать признанным «гуру» в коллективе   – можно поручить ему обучать новичков.  Но не в индивидуальном порядке (это убережет от искушения зазнаться), а на планерках, совместных встречах, в ходе которых коллеги с аналогичным опытом работы смогут как освежить собственные знания и навыки, так и оценить доходчивость подачи материала, количество ошибок и общую эффективность обучения.

Советы руководителю

Нужно ли руководителю обладать какими-либо специальными навыками для управления конфликтами? Сложно сказать. С одной стороны, существует масса тренингов как непосредственно по управлению конфликтами, так и по косвенным навыкам – эмоциональному интеллекту, стрессоустойчивости, постановке целей, делегированию и т.п. Однако если руководитель как личность признает только два мнения (свое и неправильное), – то  никакое дополнительное обучение это не исправит.

Если же управлять командой вам нужно уже сегодня, а тренинг будет только через некоторое время, то я бы посоветовала сначала определить собственную позицию – нужны вам  творческие, но склонные к конфликту сотрудники, или нет. Сможете ли вы постоянно мониторить настроения в команде или нет. В любом случае краеугольным камнем индивидуального отношения к подчиненным является системный подход к управлению ими.

Распределение ресурсов и расстановка приоритетов сформулированы уже в самой грамотной постановке целей. Внимание к личным заботам сотрудников можно поддержать записями в собственном органайзере типа «Спросить у Маши, выздоровел ли ее ребенок». Некоторым это кажется странным, но это работает. Другими словами, не управлять уже случившимися конфликтами, а предотвращать их.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы