В чем смысл фасилитативного лидерства

В прежние времена лидерство рассматривалось как способность принимать правильные решения, в то время как управление воспринималось как умение эффективно их реализовывать. В современном же мире роль лидера изменилась: теперь он должен не только четко видеть поставленные цели, но и активно содействовать команде в их достижении наиболее эффективным образом. В своей статье Джеффри Куфод, архитектор идей, бизнес-консультант и коуч, рассказывает о том, как руководителю можно научиться максимально использовать таланты и способности своей команды, то есть стать фасилитатором.

Что такое фасилитация

Как подчеркивают Джим Коллинз и Джерри Поррас в своей книге «Построено на века», успешные лидеры больше не могут ограничиваться простыми дихотомиями «или-или». Вместо этого они должны принять концепцию «и», которая подразумевает учет как необходимых действий, так и оптимальных способов их реализации. Однако ни один человек, каким бы выдающимся и квалифицированным он ни был, не способен в одиночку привести организацию к успеху, ему нужны соратники и их потенциал.

Но как раскрыть потенциал и скрытые таланты? В этом поможет навык фасилитации. Причем это навык, который практически каждый может освоить и добавить в свой арсенал лидерских компетенций.

Фасилитация — это процесс, направленный на помощь группе в достижении её целей, улучшении взаимодействия и повышении эффективности работы. Фасилитатор, или ведущий, играет роль нейтрального посредника, который помогает участникам генерить и обсуждать идеи, принимать решения, обеспечивая при этом конструктивное и продуктивное взаимодействие.

Эффективная фасилитация включает в себя использование процессов и инструментов, которые позволяют максимально раскрыть коллективный интеллект группы, определить правильные направления действий и разработать план для их реализации. Хотя фасилитация традиционно ассоциировалась с проведением воркшопов, рабочих встреч и других групповых процессов, на самом деле она охватывает широкий спектр консультативных и коучинговых навыков, которые слишком важны, чтобы оставаться прерогативой узкого круга специалистов.

Основные подходы фасилитативного лидерства

Ключевые моменты такого лидерства заключаются в ряде основных подходов, которые применяют фасилитативные лидеры. Они активно слушают, используя такие техники, как перефразирование, резюмирование, рефлексия и задавание вопросов. Эти лидеры поощряют участие в дискуссиях и развивают активное вовлечение участников в групповые обсуждения. Они стимулируют креативное мышление, применяя методы мозгового штурма и другие техники генерации идей.

Фасилитативные лидеры способствуют стратегическому рассмотрению альтернатив и помогают группе принимать обоснованные решения. Они учитывают различные точки зрения и помогают конструктивно разрешать конфликты. При этом они поддерживают работу отдельных участников и групп, не стремясь взять на себя полный контроль над ситуацией.

Эти лидеры разрабатывают процессы встреч, направленные на достижение различных целей и задач, а также помогают участникам ясно и конструктивно выражать свои мнения. Они поддерживают команды на разных стадиях их развития и помогают анализировать опыт, извлекая из него полезные уроки.

Кроме того, фасилитативные лидеры создают инклюзивные групповые процессы, учитывающие различные стили обучения и вовлечения, и формулируют ясные и стратегически значимые вопросы для обсуждения.

Содержание и сущность фасилитативного лидерства

Умение создавать связи

В условиях быстрого темпа работы и информационной перегруженности людям необходимо устанавливать связи. Причем не только с коллегами, но и с конкретными проектами, личным опытом и опытом коллег, чужой экспертизой и осознать суть и содержание этих связей. Фасилитативные лидеры помогают выявить эти связи, задавая вопросы о влиянии текущих решений на другие подразделения и обращая внимание на связь с предыдущими обсуждениями. Они стремятся соединить высказывания участников, используя активное слушание для понимания взаимосвязей в разговоре.

Направлять, но не управлять

Если участники группы не ощущают своей причастности к принятию решений и их последствиям, перекладывая все на руководителя, они с меньшей вероятностью будут выполнять взятые на себя обязательства.

Поэтому фасилитативные лидеры чаще задают вопросы, чем дают указания, и помогают группе двигаться вперёд, а не контролируют её действия.

В своей книге «Фасилитация» Тревор Бентли подчеркивает, что фасилитативные лидеры адаптируют свою роль в зависимости от ситуации. На начальных этапах развития группы они помогают прояснить общую цель и создают структуру, связывающую участников с задачами. По мере роста ответственности членов группы за координацию работы лидер становится одним из голосов в обсуждении, действуя наравне с остальными. Люди, использующие фасилитативный подход, обращают внимание как на содержание обсуждения, так и на процесс принятия решений.

Гармонизировать взаимодействие и содержание

Топ-менеджеры, использующие фасилитативный подход, обращают внимание не только на содержание обсуждений, но и на процесс их проведения. Важной задачей фасилитативного лидера является тщательное проектирование процесса, который приведет группу к желаемому результату: он помогает группе установить договоренности, критерии оценки эффективности, балансирует содержание обсуждения и процесс взаимодействия всех участников

Фасилитативные лидеры помогают группе установить общие договоренности о взаимодействии и совместной работе, которые затем служат ориентирами для обсуждений и критериями оценки эффективности. Например, после принятия значимых решений они могут задать вопрос: «Насколько хорошо мы соблюдали ранее установленные договоренности?»

Иногда процесс взаимодействия в группе воспринимается как «мягкая» составляющая, отвлекающая от принятия решений. Однако участники хотят, чтобы их мнения и идеи учитывались. Поэтому лидеры должны уметь балансировать внимание между содержанием обсуждения и процессом взаимодействия.

Открытость коммуникации, поиск скрытых смыслов

Как бы это ни называлось — «слон в комнате» или «неудобная правда» — в каждой группе существуют темы, которые необходимо обсуждать для эффективного принятия ключевых решений и реализации важных инициатив. Фасилитативные лидеры работают с отдельными участниками и коллективами, помогая выявить и обсудить значимые вопросы, которые могут оставаться незамеченными или быть слишком «острыми» и потенциально конфликтными для открытого обсуждения.

Эти лидеры осознают, что наибольший риск возникает, когда группа избегает правды, и участники прибегают к уклончивым формулировкам, чтобы не нарушить гармонию.

Таким образом, обратная связь становится естественной частью групповых обсуждений, а не чем-то, что откладывается на потом и предоставляется лишь в отдельных случаях. Здесь сущность лидерства состоит в том, чтобы каждый участник группы мог делиться информацией открыто и обсуждать её уважительно и конструктивно.

Учить и развивать способность действовать самостоятельно

Фасилитативное лидерство охватывает не только выполнение текущих задач, но и совместное обучение группы или команды для общего повышения продуктивности. Поэтому наставничество со стороны фасилитативного лидера не ограничивается решением насущных проблем сотрудника, но и направлено на создание фундамента для его успешной работы в будущем.

Такой подход позволяет фасилитативным лидерам избегать излишней ответственности за группу. В противном случае участники могут стать зависимыми и не смогут справляться с задачами без постоянного участия лидера.

Такие лидеры часто задают команде вопрос: «Насколько эффективно мы работаем в текущих условиях?» Этот подход позволяет участникам воспринимать границы между отделами, должностями и функциональными зонами как гибкие и подлежащие регулярной оценке с точки зрения их влияния и эффективности, а также обнаруживать зоны роста для своего профессионального развития.

Действовать сдержанно и не входить в роль «героического лидера»

Анализируя общую работу, фасилитативные лидеры сначала анализируют ситуацию, тщательно взвешивая необходимость своих действий. Такой подход помогает им избежать синдрома «героического лидера», описанного Роджером Л. Мартином в книге «Вирус ответственности» (The Responsibility Virus). Он утверждает, что когда лидеры берут на себя «героическую» ответственность за принятие ключевых решений, их реакция на проблемы сводится к тому, чтобы справляться в одиночку, работать больше и проявлять еще больше «героизма», не вовлекая других и не разделяя бремя лидерства. Именно такой «героизм» часто приводит к неудачам.

Мудрый лидер умеет наблюдать, ждать и осознает последствия своего вмешательства. Поэтому он не прибегает к жестким мерам, если ситуация не критичная или это не способствует развитию способности группы действовать самостоятельно. Он осознанно и тщательно выбирает уровень и способ своего вмешательства. Иногда достаточно просто сделать шаг назад, чтобы группа сохранила больше контроля над своими действиями. Разница между фразами «Думаю, нам стоит двигаться дальше» и «Мы готовы двигаться дальше?» весьма значительна: во втором случае решение принимает сама группа.

Будьте собой, будьте честным

Каждый человек способен взять на себя роль фасилитатора в взаимодействии с другими, однако это требует осознанного подхода. При этом честность и открытость являются одной из ключевых характеристик эффективного фасилитатора. Как заметил суфийский философ Руми: «Если ты неискренен с нами, ты причиняешь огромный вред». Применение техник, изученных из книг или на семинарах, без искреннего их интегрирования в собственный стиль лидерства может восприниматься окружающими как неискренность или манипуляция.

Кроме того, важна такая черта как индивидуальность – или аутентичность. Сейчас, когда технологии позволяют копировать и распространять практически всё, наша индивидуальность остается единственным качеством, которое невозможно подделать. Если мы не привносим свою индивидуальность в то, что делаем, мы рискуем превратиться в товар и обесценить свой уникальный стиль и вклад в отношения, сообщества и организации, с которыми взаимодействуем.

Сила аутентичности действует спокойно, но уверенно и эффективно». Фасилитативные лидеры не только помогают другим говорить правду, но и создают среду, в которой люди остаются искренними.

Когда мы решаем изменить свой привычный стиль, с которым нас ассоциируют на работе, важно учитывать, как это изменение воспримут окружающие. Если коллеги привыкли видеть вас как человека, который всегда берет на себя управление, резкий переход к фасилитативному подходу может вызвать недоумение относительно ваших намерений. Поэтому, вместо резкой перемены «направления» лучше постепенно внедрять новые лидерские навыки в повседневные взаимодействия с командой. Например, если вы собираетесь поставить кому-то задачу, мягко задайте осмысленный вопрос по существу проекта, который поможет человеку или группе самостоятельно прийти к пониманию необходимых действий.

Профессиональная литература часто проводит четкую границу между лидерством и управлением, создавая ложное впечатление, что одно из них важнее другого. На самом деле организациям нужны люди, которые умеют не только принимать правильные решения, но и эффективно их реализовывать. Им нужны те, кто помогает людям и группам не только делать правильные вещи, но и делать их правильно — и это и есть суть фасилитативного лидерства.

Статья подготовлена по материалам https://thesystemsthinker.com/ и сообщества профессионалов OTUS

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы