В чем смысл фасилитативного лидерства

В прежние времена лидерство рассматривалось как способность принимать правильные решения, в то время как управление воспринималось как умение эффективно их реализовывать. В современном же мире роль лидера изменилась: теперь он должен не только четко видеть поставленные цели, но и активно содействовать команде в их достижении наиболее эффективным образом. В своей статье Джеффри Куфод, архитектор идей, бизнес-консультант и коуч, рассказывает о том, как руководителю можно научиться максимально использовать таланты и способности своей команды, то есть стать фасилитатором.

Что такое фасилитация

Как подчеркивают Джим Коллинз и Джерри Поррас в своей книге «Построено на века», успешные лидеры больше не могут ограничиваться простыми дихотомиями «или-или». Вместо этого они должны принять концепцию «и», которая подразумевает учет как необходимых действий, так и оптимальных способов их реализации. Однако ни один человек, каким бы выдающимся и квалифицированным он ни был, не способен в одиночку привести организацию к успеху, ему нужны соратники и их потенциал.

Но как раскрыть потенциал и скрытые таланты? В этом поможет навык фасилитации. Причем это навык, который практически каждый может освоить и добавить в свой арсенал лидерских компетенций.

Фасилитация — это процесс, направленный на помощь группе в достижении её целей, улучшении взаимодействия и повышении эффективности работы. Фасилитатор, или ведущий, играет роль нейтрального посредника, который помогает участникам генерить и обсуждать идеи, принимать решения, обеспечивая при этом конструктивное и продуктивное взаимодействие.

Эффективная фасилитация включает в себя использование процессов и инструментов, которые позволяют максимально раскрыть коллективный интеллект группы, определить правильные направления действий и разработать план для их реализации. Хотя фасилитация традиционно ассоциировалась с проведением воркшопов, рабочих встреч и других групповых процессов, на самом деле она охватывает широкий спектр консультативных и коучинговых навыков, которые слишком важны, чтобы оставаться прерогативой узкого круга специалистов.

Основные подходы фасилитативного лидерства

Ключевые моменты такого лидерства заключаются в ряде основных подходов, которые применяют фасилитативные лидеры. Они активно слушают, используя такие техники, как перефразирование, резюмирование, рефлексия и задавание вопросов. Эти лидеры поощряют участие в дискуссиях и развивают активное вовлечение участников в групповые обсуждения. Они стимулируют креативное мышление, применяя методы мозгового штурма и другие техники генерации идей.

Фасилитативные лидеры способствуют стратегическому рассмотрению альтернатив и помогают группе принимать обоснованные решения. Они учитывают различные точки зрения и помогают конструктивно разрешать конфликты. При этом они поддерживают работу отдельных участников и групп, не стремясь взять на себя полный контроль над ситуацией.

Эти лидеры разрабатывают процессы встреч, направленные на достижение различных целей и задач, а также помогают участникам ясно и конструктивно выражать свои мнения. Они поддерживают команды на разных стадиях их развития и помогают анализировать опыт, извлекая из него полезные уроки.

Кроме того, фасилитативные лидеры создают инклюзивные групповые процессы, учитывающие различные стили обучения и вовлечения, и формулируют ясные и стратегически значимые вопросы для обсуждения.

Содержание и сущность фасилитативного лидерства

Умение создавать связи

В условиях быстрого темпа работы и информационной перегруженности людям необходимо устанавливать связи. Причем не только с коллегами, но и с конкретными проектами, личным опытом и опытом коллег, чужой экспертизой и осознать суть и содержание этих связей. Фасилитативные лидеры помогают выявить эти связи, задавая вопросы о влиянии текущих решений на другие подразделения и обращая внимание на связь с предыдущими обсуждениями. Они стремятся соединить высказывания участников, используя активное слушание для понимания взаимосвязей в разговоре.

Направлять, но не управлять

Если участники группы не ощущают своей причастности к принятию решений и их последствиям, перекладывая все на руководителя, они с меньшей вероятностью будут выполнять взятые на себя обязательства.

Поэтому фасилитативные лидеры чаще задают вопросы, чем дают указания, и помогают группе двигаться вперёд, а не контролируют её действия.

В своей книге «Фасилитация» Тревор Бентли подчеркивает, что фасилитативные лидеры адаптируют свою роль в зависимости от ситуации. На начальных этапах развития группы они помогают прояснить общую цель и создают структуру, связывающую участников с задачами. По мере роста ответственности членов группы за координацию работы лидер становится одним из голосов в обсуждении, действуя наравне с остальными. Люди, использующие фасилитативный подход, обращают внимание как на содержание обсуждения, так и на процесс принятия решений.

Гармонизировать взаимодействие и содержание

Топ-менеджеры, использующие фасилитативный подход, обращают внимание не только на содержание обсуждений, но и на процесс их проведения. Важной задачей фасилитативного лидера является тщательное проектирование процесса, который приведет группу к желаемому результату: он помогает группе установить договоренности, критерии оценки эффективности, балансирует содержание обсуждения и процесс взаимодействия всех участников

Фасилитативные лидеры помогают группе установить общие договоренности о взаимодействии и совместной работе, которые затем служат ориентирами для обсуждений и критериями оценки эффективности. Например, после принятия значимых решений они могут задать вопрос: «Насколько хорошо мы соблюдали ранее установленные договоренности?»

Иногда процесс взаимодействия в группе воспринимается как «мягкая» составляющая, отвлекающая от принятия решений. Однако участники хотят, чтобы их мнения и идеи учитывались. Поэтому лидеры должны уметь балансировать внимание между содержанием обсуждения и процессом взаимодействия.

Открытость коммуникации, поиск скрытых смыслов

Как бы это ни называлось — «слон в комнате» или «неудобная правда» — в каждой группе существуют темы, которые необходимо обсуждать для эффективного принятия ключевых решений и реализации важных инициатив. Фасилитативные лидеры работают с отдельными участниками и коллективами, помогая выявить и обсудить значимые вопросы, которые могут оставаться незамеченными или быть слишком «острыми» и потенциально конфликтными для открытого обсуждения.

Эти лидеры осознают, что наибольший риск возникает, когда группа избегает правды, и участники прибегают к уклончивым формулировкам, чтобы не нарушить гармонию.

Таким образом, обратная связь становится естественной частью групповых обсуждений, а не чем-то, что откладывается на потом и предоставляется лишь в отдельных случаях. Здесь сущность лидерства состоит в том, чтобы каждый участник группы мог делиться информацией открыто и обсуждать её уважительно и конструктивно.

Учить и развивать способность действовать самостоятельно

Фасилитативное лидерство охватывает не только выполнение текущих задач, но и совместное обучение группы или команды для общего повышения продуктивности. Поэтому наставничество со стороны фасилитативного лидера не ограничивается решением насущных проблем сотрудника, но и направлено на создание фундамента для его успешной работы в будущем.

Такой подход позволяет фасилитативным лидерам избегать излишней ответственности за группу. В противном случае участники могут стать зависимыми и не смогут справляться с задачами без постоянного участия лидера.

Такие лидеры часто задают команде вопрос: «Насколько эффективно мы работаем в текущих условиях?» Этот подход позволяет участникам воспринимать границы между отделами, должностями и функциональными зонами как гибкие и подлежащие регулярной оценке с точки зрения их влияния и эффективности, а также обнаруживать зоны роста для своего профессионального развития.

Действовать сдержанно и не входить в роль «героического лидера»

Анализируя общую работу, фасилитативные лидеры сначала анализируют ситуацию, тщательно взвешивая необходимость своих действий. Такой подход помогает им избежать синдрома «героического лидера», описанного Роджером Л. Мартином в книге «Вирус ответственности» (The Responsibility Virus). Он утверждает, что когда лидеры берут на себя «героическую» ответственность за принятие ключевых решений, их реакция на проблемы сводится к тому, чтобы справляться в одиночку, работать больше и проявлять еще больше «героизма», не вовлекая других и не разделяя бремя лидерства. Именно такой «героизм» часто приводит к неудачам.

Мудрый лидер умеет наблюдать, ждать и осознает последствия своего вмешательства. Поэтому он не прибегает к жестким мерам, если ситуация не критичная или это не способствует развитию способности группы действовать самостоятельно. Он осознанно и тщательно выбирает уровень и способ своего вмешательства. Иногда достаточно просто сделать шаг назад, чтобы группа сохранила больше контроля над своими действиями. Разница между фразами «Думаю, нам стоит двигаться дальше» и «Мы готовы двигаться дальше?» весьма значительна: во втором случае решение принимает сама группа.

Будьте собой, будьте честным

Каждый человек способен взять на себя роль фасилитатора в взаимодействии с другими, однако это требует осознанного подхода. При этом честность и открытость являются одной из ключевых характеристик эффективного фасилитатора. Как заметил суфийский философ Руми: «Если ты неискренен с нами, ты причиняешь огромный вред». Применение техник, изученных из книг или на семинарах, без искреннего их интегрирования в собственный стиль лидерства может восприниматься окружающими как неискренность или манипуляция.

Кроме того, важна такая черта как индивидуальность – или аутентичность. Сейчас, когда технологии позволяют копировать и распространять практически всё, наша индивидуальность остается единственным качеством, которое невозможно подделать. Если мы не привносим свою индивидуальность в то, что делаем, мы рискуем превратиться в товар и обесценить свой уникальный стиль и вклад в отношения, сообщества и организации, с которыми взаимодействуем.

Сила аутентичности действует спокойно, но уверенно и эффективно». Фасилитативные лидеры не только помогают другим говорить правду, но и создают среду, в которой люди остаются искренними.

Когда мы решаем изменить свой привычный стиль, с которым нас ассоциируют на работе, важно учитывать, как это изменение воспримут окружающие. Если коллеги привыкли видеть вас как человека, который всегда берет на себя управление, резкий переход к фасилитативному подходу может вызвать недоумение относительно ваших намерений. Поэтому, вместо резкой перемены «направления» лучше постепенно внедрять новые лидерские навыки в повседневные взаимодействия с командой. Например, если вы собираетесь поставить кому-то задачу, мягко задайте осмысленный вопрос по существу проекта, который поможет человеку или группе самостоятельно прийти к пониманию необходимых действий.

Профессиональная литература часто проводит четкую границу между лидерством и управлением, создавая ложное впечатление, что одно из них важнее другого. На самом деле организациям нужны люди, которые умеют не только принимать правильные решения, но и эффективно их реализовывать. Им нужны те, кто помогает людям и группам не только делать правильные вещи, но и делать их правильно — и это и есть суть фасилитативного лидерства.

Статья подготовлена по материалам https://thesystemsthinker.com/ и сообщества профессионалов OTUS

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.