Три инструмента HR, заимствованные из клиентского сервиса
Век цифровых технологий и agile (гибких) систем управления заставляет весь бизнес радикально пересмотреть отношение к клиенту, внимательно следить за требованиями и предпочтениями, чтобы моментально реагировать на возможности. Согласно исследованию Accenture, компании-лидеры рынка начинают строить обслуживание внешнего клиента с внутренних процессов. Такие компании не считают, что за обслуживание внешнего клиента отвечает отдельная функция, в которой работают специально обученные сотрудники. У них фокус на клиента пронизывает всю организацию снизу доверху, вплоть до поддерживающих функций.
HR-функция применяет все технологии, наработанные в обслуживании внешних клиентов, для внутренних процессов. В последнее время много говорят как минимум о трех HR-инструментах, заимствованных из клиентского сервиса
1. Ценностное предложение
Термин «ценностное предложение» (VP) был введен в 1998 году консультантами McKinsey как ясное и простое изложение материальных и нематериальных преимуществ, предоставляемых компанией своим клиентам. Речь шла о том, что клиенту в обмен не свои деньги должен получить не отдельные товары и услуги, а пакет решений и возможностей.
В HR-термин превратился и EVP, то есть ценностное предложение сотрудникам. Сотрудникам, как и внешним клиентам, компании сегодня в обмен на их таланты и усилия предлагают продуманный пакет материального и нематериального поощрения.
2. Опыт клиента
Общий тренд в бизнесе – это движение от продуктоориентированной экономики к клиентоориентированной. Опыт клиента (или в более точном переводе совокупность впечатлений клиента от компании) – самый важный фактор для достижения компанией успеха, и в этот опыт входит далеко не только сам продукт или услуга, но и общее эмоциональное ощущение клиента от общения с компанией.
В настоящий момент огромное внимание уделяют онлайн-составляющей опыта клиента. Отличная статья про клиентский опыт была опубликована в Гарвард Бизнес Ревью, автор Адам Ричардсон.
Для HR есть как минимум два направления применения этого концепта:
А. Опыт сотрудников: компании-лидеры рынка стараются относиться к сотрудникам как к клиентам. Им важно понять, какова сумма впечатлений сотрудника от компании. Что он как клиент хочет получить от компании, каковы его ожидания, и как в связи с этим построить максимально эффективное ценностное предложение. Посмотрите описание HR-трендов от Deloitte: там есть раздел именно про опыт сотрудников, с прекрасной аналитикой и примерами.
Б. Опыт внутренних клиентов. В уже упомянутом исследовании Accenture (Управление опытом клиентов в секторе B2B) приводит несколько принципов для усиления опыта клиента. Первый принцип: лидеры рынка понимают конечного потребителя и выстраивают клиентский сервис по всей длине продуктовой цепочки.
Сервис появляется не в конце обслуживания, а с самого начала создания продукта или услуги. Поэтому один из самых актуальных трендов, в котором участвует HR – создание культуры внутренней клиентоориентированности, в которой функции, отделы и подразделения видят своего конечного потребителя, понимают свой продукт и относятся друг к другу как к клиентам, формируя таким образом глубинный опыт клиента. Я сталкивалась с внедрением подобной практики в компании «Сибур».
3. Точки контакта
Влиятельное издание Forbes определяет клиентский опыт как сумму впечатлений клиента во всех точках контакта. Например, руководство дорогого отеля инвестирует в оборудование номера, еду в ресторане, в то время как посетители пишут негативные отзывы из-за шума за окном и неприятностей при регистрации. Какими бы ни были инвестиции, общий опыт клиента будет смазанным, что самым прямым образом повлияет на прибыль отеля.
В издательстве МИФ вышла прекрасная книга Манна и Турусина «Точки контакта», в которой описаны точки контакта бизнеса, продукта или услуги, а также конкретного сотрудника. Выставление счета и инструкция по эксплуатации, внешний вид и дикция сотрудника, название и упаковка продукта: все это и многое другое влияет на впечатление клиента, и обязательно требует управления.
HR отвечает за то, чтобы управлять точками контакта сотрудников с компанией, и вызов состоит в том, чтобы распознать неочевидные точки контакта, особенно в моментально меняющемся цифровом пространстве. Кроме того, HR должен помогать сотрудникам понять, что каждый из них на своем рабочем месте является точкой контакта для конечного клиента.
Термины в клиентском сервисе |
Термины в HR |
Ценностное предложение для клиента ( Client value proposition ) |
Ценностное предложение для сотрудника (Employee value proposition) |
Опыт клиента (Client experience (CX) |
Опыт сотрудника (Employee experience) |
Карта клиентского опыта ( Client experience mapping ) |
Карта опыта сотрудника (Employee experience mapping) |
Точки контакта клиента с бизнесом ( Client touch points ) |
Точки контакта сотрудника с компанией (Employee contact points) |
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?