Стоит ли дружить с коллегами?
Эта тема часто обсуждается в HR-сообществе и у меня сложилась своя точка зрения, которой я придерживаюсь более 15 лет. Специалисты разбились в этом вопросе на два лагеря: одни за дружеские отношения с коллегами, другие — категорически против. Давайте рассмотрим плюсы и минусы разных точек зрения.
Из плюсов: в команде есть человек, на которого вы можете положиться, который может вас «прикрыть» и поддержать в нужный момент. С ним вы на одной волне, вы с полуслова понимаете друг друга и смеетесь над общими шутками, связанными с рабочими или нерабочими процессами.
Читайте также: 4 способа установить нормальные отношения с коллегами
Все это отлично укрепляет командный дух и позволяет сотрудникам быстрее адаптироваться и раскрывать свой потенциал. Также неформально общение способствует установлению доверия и сокращает дискомфорт. «Бонусом» идет факт, что всегда есть возможность во внерабочее время обсудить рабочие вопросы, потому что коллега «в теме».
Но стоит оговориться, что такая идиллия достижима, если коллега занимает равнозначную должность и у вас нет соперничества. Дело обстоит сложнее, если речь идет о дружбе между руководителем и подчиненным – очень важно в рабочих вопросах держать ту грань, которая не позволяет переходить на межличностное общение.
Но отмечу и минусы дружбы с коллегами. Сюда я отношу обсуждение рабочих вопросов в нерабочее время, хотя выше в своей статье я отнесла это к плюсам. Если человек готов оставаться на связи и обсуждать с коллегой-другом работу за пределами собственно работы, это несомненный плюс. Тем более для ритма жизни мегаполиса порой важна каждая минута. Но согласитесь, не всегда хочется это делать, а отказать уже не получится — невежливо, «не по-дружески».
Поэтому такое панибратство на работе способно отвлекать от текущих задач. Еще один явный минус — возможность разглашения конфиденциальной информации. Когда один сотрудник имеет доступ к коммерческой тайне, велика вероятность, что вскоре это будет вовсе не тайна. И произойдет это именно по причине дружеских отношений с некоторыми коллегами, ведь такова человеческая природа, об этом стоит помнить.
Люди, которые предпочитают поддерживать с коллегами только рабочие отношения, не склонны к сплетням, т.к. уровень доверия к окружающим у них ниже. Если рассматривать связку «руководитель-подчиненный», то формальные отношения намного больше дисциплинируют. Вы не можете откладывать поставленные задачи на потом, как это произошло бы в случае дружбы.
Мой опыт работы за последние 15 лет позволил мне сделать определенные выводы. В целом, я за дружбу на работе в разумных пределах, потому что для меня очень важна атмосфера в коллективе. Тем более, я как HR-директор обязана ее создавать и поддерживать. По моим наблюдениям, сотрудники, которые не хотят ни с кем подружиться или у них это не получается, более склонны часто менять работу. Они чувствует себя оторванными от коллектива, не осознают себя его частью.
Поэтому ничего плохого в тесном общении с кем-то из коллег я не вижу. Но «дружба — дружбой, а служба — службой», и здесь нужно придерживаться некоторых правил. Их стоит соблюдать не только специалистам по работе с персоналом. Для себя я усвоила следующее:
- не разглашать конфиденциальную информацию, насколько бы тесно я ни общалась с коллегами;
- не обсуждать других коллег в негативном свете, хотя неформальное общение априори располагает к этому;
- не рассказывать никому в компании о личных переживаниях и проблемах вашего друга;
- не пользоваться дружбой в личных целях — например, не делегировать какие-то свои обязанности, просто потому что вы дружите.
Есть узкий круг людей, с кем я до сих пор поддерживаю связь. Со всех прошлых мест работы у меня остались теплые отношения со многими коллегами. Мы замечательно проводим свободное время и обмениваемся опытом. Для меня это аргумент в пользу дружбы, ведь намного проще получить профессиональные советы и рекомендации. Это проблематично, если во время совместной работы вы поддерживали только формальное общение.
Смотрите также: AT Consulting: перепрыгнуть пропасть на 99% нельзя
В любом случае каждый для себя решает, хочет ли и стоит ли ему дружить с коллегами. Главное в этом вопросе — не впадать в крайности. Здесь я имею в виду не обсуждать совсем уж интимные моменты и не общаться слишком много за пределами работы, если вы с кем-то подружились. От этого можно устать. Но игнорирование коллег или прохладный тон в общении с ними тоже ничего хорошего не сулят обеим сторонам. Ведь не зря говорят, что вежливость покоряет города.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?