Как избежать репутационных потерь
Почему имидж можно менять как туфли, но запятнанную репутацию не отмыть, чего нужно остерегаться деловому человеку и какие случаи репутационных потерь должны послужить уроком каждому – порталу HR-tv.ru рассказала Елена Шерипова, основатель и руководитель модельного агентства и Школы эстетического воспитания Queen Models Studio Kids, победительница международного конкурса красоты Queen of The Planet 2014, член Ассоциации юристов России.
- Елена, какие поступки предпринимателя неизбежно ударят по его репутации? Что неприемлемо?
- Естественно, неприемлемо невыполнение тех или иных требований налоговых органов, того, что прописано в законе. Создание позитивной репутации очень напоминает работу скульптора: сначала нужен некий необработанный материал, кусок камня, к примеру, который потом путем отсечения лишнего превратится в прекрасную фигуру. Важно не путать два таких разных понятия как "имидж" и "репутация".
Имидж — это виртуальный образ, живущий отдельно от его обладателя, некая маска, которую можно менять в угоду конъюнктуре хоть каждую неделю, как туфли под цвет новых брюк. Очень успешно это делают, к примеру, политики или деятели шоубизнеса — таковы правила игры в этих сферах деятельности.
Репутация, в отличие от имиджа, — это реальные, а не виртуальные достоинства и достижения личности. В бизнесе одним только лощеным имиджем успеха не добьешься, деловым партнерам важно знать, кто ты на самом деле, какова твоя кредитная история, насколько ты честно и вовремя платишь по долгам, исполняешь договорные обязательства, держишь слово и т. п. Иными словами, имидж — это "казаться", а репутация — это "быть".
Именно поэтому репутация является тем главным нематериальным активом , который капитализирует бизнес. Соответственно, честно заработанный авторитет руководителя существенно повышает его рыночную стоимость как управленца. Кстати, имидж может стать важной частью репутации, если он доходчиво, ярко и правдиво подчеркивает реальные достоинства личности.
Читайте также: Тараканотерапия: выгоняем из головы нежелательных гостей!
- Какие вам встречались случаи репутационных потерь?
- В моей практике встречались разные случаи, когда некоторые организации скрывали своё реальное финансовое положении или предоставляли недостоверную информацию о себе, когда это было нужно. По мнению экспертов, в России гораздо больше миллиардеров, чем заявляет журнал "Форбс" в своих рейтингах. Если раньше за попадание в этот заветный список амбициозные богачи готовы были щедро заплатить, то сейчас, напротив, многие отдали бы любые деньги, чтобы там не "засветиться". Российский бизнес и российские бизнесмены — пожалуй, самые непрозрачные в мире, что сильно вредит как репутации нашей страны, так и ее экономике.
Ни один нормальный инвестор не будет вкладывать деньги в компанию, о которой он ничего не знает, не станет иметь дело с собственником бизнеса, который скрывает информацию о себе и о своих капиталах. Именно поэтому на мировых фондовых биржах наши компании сильно недооцениваются. Если сравнить российскую и западную компанию с одинаковыми активами, близкими экономическими параметрами, то наша компания торгуется в несколько раз дешевле, чем западная — у нас слишком велики страновые риски.
Такой ситуации есть объяснение. Вести бизнес в России — занятие трудное, рискованное, отечественных бизнесменов преследуют многочисленные страхи и угрозы, поэтому бизнесмены всячески избегают публичности, так безопаснее. Но для того, чтобы выйти на IPO, надо стать открытой, прозрачной компанией — таковы требования фондового рынка. По сути, инвесторы покупают не столько акции компании, сколько ее репутацию , то есть проверенную временем надежность. У непрозрачного бизнеса не может быть позитивной репутации, значит, шансов привлечь к себе серьезных инвесторов тоже нет. Наши предприниматели этого пока до конца не понимают, не зря говорят, что в России самая низкая в мире ценность самого понятия репутации. То есть для нас доброе имя, к сожалению, пока не стало важнейшим капиталом, как для всего цивилизованного мира.
Читайте также: Личный бренд наемного сотрудника: как увеличить свою стоимость
- Как рекомендуете беречь репутацию ?
- Репутация формируется на основе опыта взаимодействия, не только внешнего – с контрагентами, клиентами, но и с персоналом, с госструктурами.
В сфере моего бизнеса важно не только выполнять свои договорные обязательства перед родителями , которые, по сути, являются клиентами, хотя работаем мы с детьми, нам важно создать комфортные психологические условия для пребывания ребёнка в школе, это важнее всего.
Я думаю, что очень важна не только уплата налогов, исключены противоправные действия в бизнесе, но и невыполнение обязательств перед контрагентами, эта информация быстро распространяется, разлетается по рынку.
Репутационные вызовы – "риск рисков". Являются эти вызовы, как правило, следствием каких-то реальных проблем, связанных с нарушением норм этики или регулирования, требований к качеству товаров или услуг. Однако последствия этих проблем разрастаются до огромных и даже часто непропорциональных масштабов, будучи усилены социальными сетями, общественным мнением и СМИ. Самые яркие примеры того, как это происходит, приходят к нам с Запада. И это понятно. Репутационные кризисы обходятся компании тем дороже, чем выше стоимость ее бренда и чем важнее бренд для ведения ее бизнеса. Репутационные риски волнуют директора практически любой структуры, деятельность, товары, услуги которой обсуждают.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?