Слухи в компании: контролировать и использовать
Почему возникают слухи? Как правило, они восполняют недосказанность. Благодатной почвой для распространения слухов в компании является нехватка информации по тем или иным внутриорганизационным вопросам. Например, о возможных изменениях в структуре или эффективности работы предприятия. О том, как работать с тем, что передается по «сарафанному радио», рассказывает Оксана Свешникова, эксперт по корпоративной культуре и коммуникациям .
Давайте сразу для себя отметим, что слухи и сплетни — понятия разные. Если слухи — это феномен, восполняющий недостаток сведений, то сплетни удовлетворяют исключительно потребность позлословить. И сегодня мы поговорим только о слухах.
Читайте также: Инструменты управления командой
Понимание механизмов их появления и распространения — важное условие управления этой информационной стихией. А умение ими управлять позволяет перенести их из разряда потенциальной опасности в категорию полезных инструментов. И сейчас, когда компании полностью или частично перешли на дистанционную работу, а перспективы могут выглядеть совсем не радужно, контролировать слухи просто необходимо.
Слухи могут не только морально ослабить коллектив, но и экономически разрушить организацию. Особенно если они выйдут за пределы компании и отпугнут партнеров и клиентов. Например, самый простой и частый слух во вполне стабильной организации — «всех уволят». Что он может потянуть за собой? Подавленное настроение сотрудников , демотивацию, поиск новой работы, сниженную результативность труда и серьезный спад позиций на рынке.
В то же время массу вопросов, связанных с управлением персоналом, можно решить как раз при помощи слуха, используя его как инструмент воздействия на коллектив.
Итак, положительные свойства слухов:
- самый дешевый инструмент распространения информации,
- максимально надежный и скоростной инструмент,
- автор и инициатор остается неизвестен,
- слухи можно самостоятельно делать положительными и впускать в массы.
Рассмотрим более подробно основные моменты работы с этим инструментом.
1. Главное преимущество слухов по сравнению с официальными сообщениями — это скорость, с которой они распространяются. Но надо учитывать одну важную деталь: распространение слухов основано на доверии к тому, кто информацию преподносит. Приведу пример. Представьте, что авторитетный коллега сообщает, что в компании наказали сотрудника за мелкое воровство. Поверите ему? Воздержитесь от того, чтобы прихватить с собой какую-нибудь «полезную в хозяйстве» вещь? Или другой вариант: выходят официальные инструкции против краж. Но все говорят, что эти инструкции только формальность и «как воровали, так воровать и будем». На что обычно ориентируется большинство? На авторитетное мнение коллег, а не на формальные предписания. Вряд ли это можно исправить, это заложено в человеческой природе и, видимо, в менталитете.
2. Слухи можно создавать для решения своих задач. Делается это по разным причинам — для поддержания репутации руководства, для распространения какой-то информации, даже для пиара. Например: «Слышал, наш генеральный так хорошо вчера выступил на собрании в министерстве, что даже сам министр его похвалил». Чем не слух? И при том положительный, репутационный.
3. «Случайная» утечка информации помогает прощупать настроение коллектива перед готовящимися изменениями. Формально при этом компания никаких обязательств не несет. Однако не следует забывать, что есть и некоторые риски . К примеру, вы хотели немного простимулировать сотрудников на выполнение годового плана, пустив слух о готовящихся изменениях и реформах, направленных на ужесточение условий. Например, премирования. А сотрудники испугались ухудшения условий труда, запаниковали и уволились.
4. Один из самых эффективных способов профилактики вредных слухов – быть ближе к народу. К тому же это еще и получение быстрой обратной связи. Однако следует учитывать, что здесь важна открытость руководства при общении с сотрудниками. Нужно стараться отвечать максимально честно на вопросы и делать это желательно регулярно . Например, в одной из компаний я организовывала встречу генерального директора с коллективом, где с помощью специальной программы на большом экране в режиме реального времени сотрудники писали вопросы через свои мобильные устройства. Тут же генеральный директор на них отвечал. Качество таких встреч заменит все необоснованные и неподтвержденные фактами слухи.
5. Легче предвидеть негативные последствия слухов и бороться с ними. Гораздо эффективнее будет просто прислушиваться к тому, о чем волнуются ваши коллеги, и заранее считывать информацию. Например, в курилке. Чем потом разрабатывать и принимать антикризисные меры борьбы с разрушающей информацией. Самая элементарная профилактическая мера — своевременное информирование сотрудников. Оно должно быть в исчерпывающем объеме и по вопросам, вызывающим наиболее сильный интерес. Важно, чтобы информация из уст компетентных органов попадала в головы людей раньше, чем распространяемые кем-то слухи.
Смотрите также: «Дерзость раскрывать потенциал»: как Tele2 Altel формирует бренд работодателя
Слух — это любая информация, проходящая в организации по неформальным каналам. Людям свойственно общаться. И вряд ли от слухов можно абстрагироваться или совсем убрать их из своей организации. Однако грамотное управление данным инструментом может принести пользу компанией.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?