Школа инвестора от ПСБ
Курс-сериал про инвестиции «Школа инвестора» был разработан банком ПСБ для своих сотрудников с целью повышения их финансовой грамотности и увеличения продаж инвестиционных продуктов. В основе курса лежат короткие текстовые уроки, эфиры и общение с экспертами, юмор и вдохновляющие истории, иллюстрации и интерактивные упражнения. Проект помогает в игровой форме заинтересовать сотрудников ПСБ в теме инвестиций. Некоторые сотрудники после прохождения курса сами стали инвесторами.
Проект примет участие в премии WOW!HR2024.
Суть проекта
Школа инвестора представляет из себя курс-сериал про инвестиции, главными героями которого являются вымышленные сотрудники ПСБ Маша и Андрей. Они только знакомятся с темой инвестиций, поэтому периодически попадают в забавные и не очень забавные ситуации. Сотрудники ПСБ в игровой форме учатся выходить из различных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в работе с инвестициями.
В ПСБ предусмотрена система финансовой мотивации за продажи инвестиционных продуктов. Поэтому знания, полученные при прохождении курса, могут помочь сотрудникам зарабатывать больше, а также использовать их для личных целей с возможностью получения пассивного дохода от инвестиций через собственный портфель.
Для простого и интересного рассказа об инвестициях в проекте используется сторителлинг. А за основу историй брались ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники ПСБ в работе с инвестиционными продуктами. Курс сделан в формате короткого текстового сериала - все «серии» рассчитаны на 5-10 минут чтения. Каждая «серия» посвящена определенной теме, связанной с инвестициями.
![](/media/images/230.2e16d0ba.fill-900x505.png)
Задачи проекта
Большая цель Школы инвестора - дать сотрудникам ПСБ базу знаний по инвестициям, увеличить показатели продаж инвестиционных продуктов и улучшить качество консультирования клиентов по инвестиционным продуктам. А неофициальная цель проекта - помочь сотрудникам полюбить инвестиции так, как их любят в банке.
ПСБ хотел создать курс, который решает сразу несколько задач:
- Дает полноценную базу по инвестиционным продуктам банка. С помощью курса нужно повысить продажи инвестиционных продуктов, а это невозможно без базовых знаний про инвестиции - сотрудники не понимают, что они предлагают клиентам;
- Максимально просто и доступно рассказывает о сложной теме инвестиций, которая всегда вызывает трудности;
- Вовлекает в обучение и мотивирует изучать инвестиции дальше - для этого в начале курса объясняется, зачем нужны знания об инвестициях и почему важно пройти курс;
- На курс не нужно тратить много времени в течение рабочего дня;
- Курс выделяется среди остальных курсов банка - в ПСБ уже достаточно большой выбор возможностей обучения, при этом внимание сотрудников ограничено.
![](/media/images/2_Zuxvq4e.2e16d0ba.fill-900x505.png)
Реализация проекта
Разработка курса велась почти год - с августа 2022 года по май 2023 года. Обучение сотрудников в рамках курса началось уже в июле 2023 года.
Реализация проекта велась в несколько этапов.
На первом этапе ПСБ сформулировал образовательные результаты. Для этого:
- Были выявлены основные трудности, которые возникают у сотрудников в работе с инвестиционными продуктами;
- Опрошены кураторы, которые работают с менеджерами по продажам и персональными менеджерами;
- Опрошены руководители розничного бизнеса и инвестиционного блока.
На втором этапе банк спроектировал систему обучения. Исходя из образовательных результатов, была составлена программа обучения и определены используемые форматы.
На третьем этапе велась разработка контента. Редакция подготовила контент курса вместе с экспертами по инвестициям:
- сюжет и текст 41 урока;
- 250 иллюстраций;
- 60 интерактивных упражнений;
- сценарии для 4 прямых эфиров с экспертами с акцентами на вовлечение в продажи инвестиций.
Четвертый этап предполагал начало продвижения курса и тестовый запуск. Для продвижения курса использовались:
- внутренние рассылки по целевой аудитории (сотрудники фронт-офиса);
- сарафанное радио – кураторы инвестиционного обучения предлагали пройти курс сотрудникам офисов, которые они курируют;
- лендинг на учебном портале банка;
- анимационный рекламный ролик, который распространяли по чатам для сотрудников в мессенджерах.
Для тестового запуска курса ПСБ собрал группу из 150 человек. Обучение проходило дистанционно и длилось два месяца.
![](/media/images/174.2e16d0ba.fill-900x505.png)
На пятом этапе банк проанализировал результаты и внес изменения в программу после первого потока курса:
- с помощью глубинных интервью и опросов была собрана обратная связь от сотрудников, которые прошли курс до конца и тех, кто по разным причинам не завершил курс;
- проанализированы сильные и слабые места курса;
- доработан контент - добавлена недостающая информация и обновлена устаревшая, улучшены материалы, которые вызывали больше всего трудностей.
Для вовлечения читателей в ПСБ придумали персонажей курса. Их одели в корпоративный стиль сотрудников офиса. К этому добавили иллюстрации в стиле комиксов, а также известные мемы и шутки (истории и мемы придумывались довольно легко, а вот самым сложным и спорным оказался выбор прически для героев).
При разработке курса были использованы инструменты геймификации:
- Сторителлинг - курс построен на историях двух вымышленных сотрудников ПСБ, с которыми учащемуся легко себя ассоциировать;
- Мультимедийные лонгриды - вместо длинных и скучных статей используется формат комикса;
- Все упражнения встроены в общий нарратив курса. Например, если один из персонажей должен сделать какой-то выбор, учащемуся предлагается выбрать вместе с ним, а потом объясняется, какой ответ был правильным и как нужно было поступить;
- Трекер прогресса - сотрудники могут отслеживать, на каком этапе обучения они находятся;
- Система баллов - баллы можно потратить на мерч компании;
- Награды и бейджи - учащийся завершает курс и получает за это награду. Такой подход помогает «присвоить» достижения и визуализировать полученные навыки.
![](/media/images/04.2e16d0ba.fill-900x505.png)
Результаты проекта
Из 150 человек, которые начали проходить курс, 130 его завершили. При этом по 10-балльной шкале обратная связь была оценена в 9,9.
Итоговое тестирование успешно сдали 95% сотрудников, а продажи сотрудников, которые прошли курс, выросли на 30%. После первого запуска курса многие сотрудники признались, что заинтересовались темой инвестиций и сами стали инвесторами.
В 2024 году ПСБ планирует запустить еще один курс для более глубокого погружения в тему инвестиций. Он будет рассчитан на сотрудников, которые работают с премиальными клиентами. Постепенно проект должен превратиться в полноценный закрытый клуб, в котором сотрудники смогут участвовать в оффлайн-обучении и бизнес-завтраках для тех, кто интересуется инвестициями.
Банк также ожидает в будущем рост показателей, связанных с продажами инвестиционных продуктов.
Что Вы думаете об этом?