7 заблуждений, в которых упорствуют бизнесмены
Это удивительно, насколько сходны заблуждения многих бизнесменов, которые, стремясь к амбициозным целям, не замечают элементарных вещей. Наиболее распространенные ошибки на примере производителей, выводящих товар на внешний рынок, порталу HR-tv.ru представил специалист по деловым коммуникациям Игорь Ковалев.
Очень хочу написать на тему, которая беспокоит лично меня, так как моя деятельность связана с продажей товаров, произведенных в России, на внешних рынках. Я много общаюсь с бизнесменами, которые, что-то производя в России, доросли до внешнего рынка или просто имеют желание продавать там свои товары.
Вот типичные шаблонные заблуждения, которые наблюдаются у подавляющего большинства производителей в России.
Читайте также: 10 правил успешного бизнесмена
1. Наш товар уникальный
Помните советский мультик про муми троллей, когда муми папа сочинял стихи, а потом выяснялось, что кто-то уже сочинил это до него? Ситуация с производителями такая же: незнание мировых рынков, нежелание провести исследования и понять, какие есть аналоги либо товары-заменители, приводит к зашоренности их взглядов. Это и понятно: компания, например, варится в своем бульоне, работает на своем, понятном для нее рынке, где все конкуренты известны.
Такая ситуация приводит к определенной расслабленности и ложному ощущению стабильности компании. Когда же производитель начинает изучать ситуацию, то выясняется, что товар совсем не уникальный и что аналогов много, и на рынке есть из чего выбрать.
2. Наш товар высокого качества
В подобных случаях мне хочется добавить, что ВЫ ТОЛЬКО ДУМАЕТЕ, что у вас товар высокого качества. Вообще в этом и в следующем пункте речь пойдет об относительных понятиях. Высокий, хороший и прочее – это не абсолютные величины и всегда требующие применения относительно чего-то.
Хорошее качество по сравнению с чем? И получатся, что и качество так себе и цена не самая привлекательная, о чем речь пойдет ниже.
3. У нас хорошая/низкая и пр. цена
Это самое распространенное заблуждение. Вот есть какая-то сивоупертость в этом. Причем бизнесмены и аргументы приводят достаточно правильные. Да, расходы на зарплату, аренду, энергоносители, очень часто и на сырье, в России могут быть ниже, чем в Европе. Но вот в чем штука: в Болгарии, Румынии, Греции и даже в Германии могут сделать аналогичный товар и выпустить его на рынок с более низкой ценой, а качество (см. предыдущий пункт) может быть подобным или даже выше.
В причинах можно долго разбираться, но факты остаются фактами. Не всегда товар, произведенный в России, будет дешевле, чем аналоги на мировом рынке. И даже привлекательный для внешнего рынка курс рубля не всегда спасает.
4. Я самый умный
Слишком самоуверенными бывают не только российские бизнесмены, но именно у наших соотечественников заносчивость проявляется особенно ярко. Это выражается в полном погружении собственника в работу, всяческом отсутствии делегирования полномочий, недоверии к собственным сотрудникам и принятии всех решений самостоятельно.
Этот пункт, может быть, достаточно опосредованно относится к внешней торговле, но речь здесь о том, что собственник предприятия начинает не доверять мнению специалистов, которые провели, например, маркетинговые исследования внешнего рынка.
5. Мне все должны всё за бесплатно
К сожалению, все еще сильно влияние советского образа мышления, когда зарплата выдавалась, а не зарабатывалась, и многие вещи распределялись бесплатно. И я регулярно сталкиваюсь с просьбами типа "А найдите нам клиента, а мы вам потом".
В этом большая разница между клиентами из России и из других стран, даже бизнесмены из Казахстана или Молдовы понимают, что если для тебя кто-то что-то делает, то он на это тратит свои ресурсы. И у них и мысли не возникает о том, что это может быть бесплатно, а для бизнесменов из России это пока еще распространенная норма.
6. Нас спят и видят на внешних рынках
Не спят и не видят. Скажу больше: даже не знают о том, что такие товары могут производиться в России, а иногда и не понимают, что из себя представляет страна. Смотрите первые пункты, они, в общем, характеризуют весь подход и отношение.
Поэтому выходя самостоятельно и без подготовки на внешний рынок, отечественные бизнесмены хватаются за голову и выражают глубочайшее удивление, когда реальность настолько расходится с их представлениями.
7. Клиент, приди
Учитывая вышеописанный устойчивый набор убеждений, вырисовывается следующая картина: бизнес из России, придя на внешний рынок, желает получить радостного клиента, а получает когнитивный диссонанс в виде расхождения сформированных убеждений и существующей реальности.
Читайте также: Как дорасти до своего дела: 7 шагов
Справедливости ради надо отметить, что не все бизнесмены заблуждаются, и огромное число деловых людей абсолютно реально, трезво и современно смотрят на происходящее и используют доступные рыночные инструменты.
И несмотря на распространенность перечисленных заблуждений, прогресс делает свое дело, что помогает нам в привлечении клиентов из России, которые готовы к выходу на внешние рынки.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?