Рабочие места на вредном производстве: что должен знать HR

Любое рабочее место, организуемое в компании, должно соответствовать государственным нормативным требованиям. Этого требует Трудовой кодекс РФ, в частности, раздел X об охране труда. Подробнее эти требования для разных сфер деятельности и даже должностей отражены в Правилах по охране труда, отраслевых стандартах и нормах, в т.ч. санитарных.

Что надо знать HR о рабочих местах на вредном производстве, информационное обеспечение системы управления персоналом, информационное обеспечение управления персоналом, документационное обеспечение системы управления персоналом, документация в управлении персоналом

Основные обязанности работодателя диктует ст. 212 ТК РФ. Она указывает, что надо создать сотрудникам безопасные условия труда и сделать это за счет компании. И это не зависит от сферы и отрасли: офисная ли компания или производственный объект. Задача организации – убирать воздействие вредных условий, в том числе проводить мероприятия, которые это воздействие или устранят, или хотя бы снизят. Кто же и как определяет безопасность труда?

Читайте также: Не дай коллеге поскользнуться: правила Дня охраны труда

Неправильно считать, что весь персонал, например, нефтяной компании трудится в опасных условиях. Вредность определяется не производством в целом, а конкретным рабочим местом, условиями труда, оборудованием и должностными обязанностями на нем.

Если человек в работе сталкивается с химическим фактором – порошки, растворы, смеси и т.д. - надо снизить уровень их воздействия на сотрудников. Достигается это разными способами. Можно изменять технологические процессы, автоматизировать производство, внедрять коллективные средства защиты, вытяжки, вентиляции и т.д., менять сырье и материалы на более безопасные и т.п.

Другой пример – авиадиспетчеры. Кажется, что у них более комфортные условия, чем в химической отрасли. Однако и у них есть свой вредный фактор – психологическая нагрузка, ведь их работа сопряжена с большой ответственностью и эмоциональным стрессом. Им тоже надо снижать вредное воздействие: продумывать график работы, сокращая время пребывания на диспетчерском пункте, вводить системы автоматизации, улучшать эмоциональное состояние, создавать комнаты психологической разгрузки, предоставлять другие льготы.

Есть сферы производства, где сотрудники могут трудиться только в респираторах, например, в фармацевтике, автопромышленности и т.д. Конечно, это не лучший вариант, ведь он связан с более серьезной опасностью для здоровья.

Поэтому здесь нужны короткие смены в графике, сокращение времени пребывания в опасной зоне, регулярные медосмотры для мониторинга, разработка новых технологий, роботизация. К счастью, многие автоматизируют производство, чтобы уменьшить время нахождения в опасной зоне. Тогда сотрудник по большей части сидит в другом помещении и контролирует процесс через компьютер или пульт управления.

У врачей вредным будет биологический фактор – риск заражения вирусными, инфекционными заболеваниями. У них вероятность негативных последствий определяется качественными и количественными измерениями на рабочем месте сотрудника. Это может быть специальное оборудование или замеры в динамике за определенный период времени.

И здесь мы подходим, пожалуй, к одному из главных вопросов – кто и как определяет, какими являются условия работы. Естественно, на законодательном уровне существуют перечни опасных производственных объектов и предприятий, труд на которых изначально сопряжен с вредными условиями. Но в любом случае первым шагом при создании нового рабочего места станет спецоценка условий труда (СОУТ) и производственный контроль.

Проводят спецоценку аккредитованные аттестующие организации, определяя условия на каждом месте. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», они делятся на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

К сожалению, полностью учесть все негативные факторы, а главное, измерить их и дать рекомендации по улучшению, СОУТ не может. Эксперт базируется на определенном классификаторе, который установлен методикой проведения спецоценки. И часть факторов, которые раньше оценивались в аттестации рабочих мест, остаются вне поля зрения спецоценки.

Что надо знать HR о рабочих местах на вредном производстве, информационное обеспечение системы управления персоналом, информационное обеспечение управления персоналом, документационное обеспечение системы управления персоналом, документация в управлении персоналом

И многие работодатели считают, что СОУТ – это панацея: провел и успокоился. Увы, это не так. Прежде всего, делать измерения надо периодически, ведь факторы вредности могут снизиться, если компания, скажем, проводила мероприятия по охране труда. А ведь тогда можно снизить свои затраты на взносы и т.д.

К тому же, требования по нормам безопасности зависят от рода деятельности, поэтому необходимо изучать правила в своей отрасли. Наше законодательство крайне «избыточно» в этом вопросе, нелегко понять, какие именно нормы надо соблюдать.

Подчас компании не изучают нюансы, а берут за основу базовые стандарты. Допустим, выдают спецодежду, предполагая, что это нужно делать. А дополнительное требование о резиновой обуви не выполняют, так как оно «скрыто» в одном из отраслевых актов. А ведь если придет проверка – штрафов не избежать.

Смотрите также: Офис на здоровье

Именно привязка факторов вредности к должностям, без учета отрасли и конкретных условий труда в ней – основная сложность действующей сейчас системы. Если начальнику АХО требуется халат, то неважно, работает он на металлургическом комбинате или в юридической компании.

И у нас, к сожалению, нет четкого механизма, как доказать, что в конкретном случае выполнять требования может и не нужно. Поэтому работодателям иногда приходится признавать вредные условия даже для тех рабочих мест, на которых их де-факто нет.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.