Проверьте свое резюме!

Товар лицом. Как продать себя работодателю по лучшей цене, чего не стоит стесняться делать и в каких случаях резюме покажет вас не с лучшей стороны? Порталу HR-tv.ru рассказала Наталья Сторожева , преподаватель Русской школы управления, бизнес-консультант, владелец центра развития бизнеса и карьеры.

Это очередной материал колонки РШУ.

ноутбук, завтрак, поднос, завтрак в постель, чай, резюме, поиск работы, работодатель, вакансия, рынок, конкуренция, свойства товара, продвижение, цена, личный бренд, деньги, прибыль, Наталья Сторожева, Русская школа управления, РШУ, оценка рынка труда, быстрый поиск работы

- Все мы время от времени ищем новую работу. Но у одних это происходит на удивление легко, а другие месяцами находятся в поиске. В чем причина?

- Вы правы, это действительно так. Есть люди, которым достаточно разместить резюме на «работном» сайте, и приглашения от рекрутеров поступают уже на следующий день. А некоторые месяцами безуспешно рассылают свое резюме, а в ответ – только вежливые отказы. И дело вовсе не в том, что первые – профессионалы экстра-класса, а вторые – неудачники-недоучки. С моей точки зрения, поиск работы – это тоже работа.

Найти хорошую, интересную работу, соответствующую ожиданиям - это большой проект, требующий тщательного планирования, четкого и усердного выполнения всех этапов, настойчивости, целеустремленности, трудолюбия.

Читайте также: Я лучше смартфона. Как поднять свою рыночную стоимость

- Действительно, ситуация, когда человек очень долго не может найти работу, встречается достаточно часто. Что делать в этом случае?

- Во-первых, любому человеку, стремящемуся найти работу, необходимо осознать: что кадровый рынок такой же, как и все остальные рынки, он организован по тем же принципам. И когда он выходит на кадровый рынок в качестве соискателя, то становится частью большой системы товарно-денежного обмена.

Его профессиональные навыки, знания, опыт – это «товар», который необходимо поменять на «деньги», то есть зарплату, соцпакет, должность, привилегии и т.д.

рабочее место, компьютер, лампа, резюме, поиск работы, работодатель, вакансия, рынок, конкуренция, свойства товара, продвижение, цена, личный бренд, деньги, прибыль, Наталья Сторожева, Русская школа управления, РШУ, оценка рынка труда, быстрый поиск работы

- То есть вы предлагаете искать работу, руководствуясь принципами и инструментами маркетинга?

- Именно. Первое, с чего должен начинать любой соискатель, - это маркетинговый анализ.

Оцените кадровый рынок в своей сфере. Насколько он конкурентен? Какие знания и навыки наиболее востребованы? Например, знание основ документооборота, программы «1С» и умение работать с первичной бухгалтерской документацией поднимают заработную плату секретаря сразу на 40-50%. А владение иностранным языком даже на среднем уровне позволяет рядовому менеджеру по продажам перейти в отдел международных продаж, и почти сразу удвоить свой доход.

Оцените себя как товар. Поставьте себя на место работодателя и прикиньте, нужен ли вам такой сотрудник? Сколько бы вы за него заплатили? Какие качества особенно ценные? Можно ли купить эти же знания/навыки/опыт дешевле? И только после этого назначайте себе цену.

К сожалению, большинство соискателей на вопрос работодателя «Почему вы оцениваете свой труд в такую сумму?» исходят из структуры своего семейного бюджета, и начинают перечислять: аренда квартиры, выплата кредита за машину, алименты, помощь родителям, питание, одежда, бензин, ремонт надо делать, на даче забор поменять, летом на море съездить и т.д. Работодателей, как правило, эти аргументы не убеждают. У них совершенно другой подход к оценке стоимости кандидата: они сопоставляют «пользу», которую сотрудник может принести компании, риски, которые возникают при найме нового человека и среднерыночную стоимость аналогичных специалистов.

Товар нуждается в упаковке. Безусловно, качество товара напрямую от упаковки не зависит, в красивой яркой коробке может лежать совершенная ерунда, и покупатель будет чувствовать себя разочарованным и обманутым. Это, к слову, иногда случается с работодателями, которые жалуются на то, что кандидат красиво себя «продал», а через несколько месяцев выяснилось, что он пустышка. Но, согласитесь, что и качественный продукт в сомнительном бесформенном пакете тоже мало кто купит. Для соискателя основная упаковка – его резюме. Ведь это первое, что видит работодатель.

- Может быть, попробуем проанализировать резюме, исходя из критериев маркетинга?

- Охотно. Могу выделить несколько ключевых моментов.

Название должности, на которую претендует соискатель. Это очень распространенная ошибка. И говорит она не о забывчивости кандидата, а о том, что у него нет четкого позиционирования, он и сам точно не знает, кем именно хочет быть. Представьте себя в супермаркете: как бы вы отнеслись к коробке, на которой нет названия? Когда я вижу такие резюме без названия должности, то обычно спрашиваю: «Как вы представляете свою работу в идеале?» И ответы часто выглядят так:

«Руководителем с зарплатой от 100 тысяч, штат от пяти человек, отдельный кабинет, служебная машина. Сфера деятельности значения не имеет».

«Работу около дома, зарплату можно небольшую, но стабильную, и чтобы отпускали пораньше – у меня маленький ребенок».

«Большая стабильная компания, белая зарплата, что угодно, только не продажи».

За каждым из этих ответов – целая история, человеческая жизнь, наполненная различными событиями и переживаниями, страхами, тревогами, планами, надеждами. Но работодатель, как правило, видит и оценивает соискателей в других категориях: «результативный продавец», «опытный маркетолог», «начинающий бухгалтер», «инженер со стажем». Поэтому, если вы хотите, чтобы на кадровом рынке вас «купили», напишите на упаковке, кто вы.

Определение цены. Многие соискатели сознательно не указывают в резюме свои зарплатные ожидания. Одни боятся продешевить и надеются, что работодатель предложит сумму побольше, а другие тревожатся, что слишком высокие ожидания оттолкнут работодателей и резюме отклонят по причине высокой цены. С точки зрения работодателя, отсутствие информации о зарплатных ожиданиях – это признак незрелости или неуверенности в своих силах: профессионал всегда знает себе цену.

Если продолжить сравнение резюме кандидата с товаром в супермаркете, то как бы реагировали на коробку без цены? Прикладывали усилия, чтобы ее выяснить? Согласились на любую цену? Взяли бы другую коробку? Лучше не ставить работодателя перед таким сложным выбором, а «помониторить» кадровый рынок, сориентироваться в ценовом диапазоне, и написать в резюме то, что считаете «правильной ценой». В процессе собеседования вы всегда можете обсудить этот вопрос более детально. Но сначала на собеседование нужно попасть.

Четкая формулировка профессиональных навыков. Изложите все свои таланты кратко и четко на первой странице резюме, чтобы работодатель сразу мог увидеть, что именно вы пытаетесь ему продать, и за что он должен заплатить. Это должно быть несколько пунктов, от 7 до 10 строчек, составленные предельно просто, так, что пробежав их «по диагонали», можно было составить представление о ваших профессиональных навыках, и о том, что вы готовы предложить работодателю в качестве товарно-денежного обмена. Продолжая аналогию с упаковкой, этот список – перечисление основных свойства товара: работает в автономном режиме 8 часов/ не требует варки/ сделан из натуральных продуктов/не содержит ГМО, красителей и консервантов.

Читайте также: Как перейти из российской компании в западную

- Можно ли рассчитывать на то, что проверенное в таком «ключе» резюме гарантирует быстрый поиск работы?

- Трудоустройство – это процесс, состоящий из нескольких этапов: оценка рынка, составление резюме, собеседования с рекрутерами и работодателями, разнообразные тестирования. Каждый из этих этапов важен, и влияет на принятие решение о найме. Размещение и рассылка резюме – это важный этап, но не единственный.

Хорошее резюме, над которым соискатель действительно потрудился, а не «слепил на ходу», может довольно быстро продвинуть поиск работы на следующий уровень, то есть на этап прохождения собеседований. Но ни одно резюме не сделает за всю работу за человека. На работу принимают специалиста, а не его CV. Поэтому прорабатывать нужно каждый шаг, поиск работы – это система, в который нет мелочей. И чем лучше система построена, тем лучше будет результат.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы