Поле примирения: внутрикорпоративная медиация как безопасный способ разрешения конфликтов

Конфликты на рабочем месте — это неизбежная часть рабочей жизни. Люди с разными ценностями, взглядами и стилями работы собираются вместе - разногласия не могут не возникнуть. Разногласия (их часто называют конфликтом) могут быть как созидающими, так и разрушающими. Созидающие могут стать катализатором изменений и улучшений. А вот разрушающие... В таких конфликтах важно то, как компания управляет этими конфликтами.

Медиация играет одну из важнейших ролей в корпоративных отношениях. Она позволяет преобразовать деструктивный конфликт как минимум в конструктивный, а то и во взаимопонимание и сотрудничество.

Часто встречающийся рабочий конфликт: сотрудник компании Павел проработал в компании в течение 10 лет, сотрудник Федор только пришел в команду. Оба сотрудника занимают одинаковые позиции. Произошел рабочий конфликт из-за того, что Павел саботировал внедрение решений и рекомендованные изменения, которые Федор считал целесообразными для повышения эффективности процессов.

Почему возникают конфликты между сотрудниками?

Этому способствует множество причин, включая, но не ограничиваясь:

  • Различия в личностях и стилях работы
  • Конкуренция за ресурсы и продвижение по службе
  • Недопонимание и недостаток коммуникации
  • Несоответствие ожиданий и реальности
  • Неприятие изменения в организационной структуре или политике и пр.

Какое влияние диструктивные конфликты оказывают на компанию?

Нерешенные конфликты могут привести к:

  • Снижению продуктивности и морали сотрудников
  • Увеличению текучести кадров и отсутствия на рабочем месте
  • Порче рабочих отношений и командной работы
  • Риску юридических исключений и повреждения репутации компании

Медиация как инструмент управления конфликтами

Медиация — это процесс, в котором нейтральное третье лицо, медиатор, помогает сторонам конфликта найти взаимо-удовлетворяющее решение.

Основными принципами медиации являются:

Конфиденциальность: Содержание медиации остается конфиденциальным, что позволяет сторонам открыто обсуждать проблемы.

Добровольность: Участие в медиации, так же как и выход из процедуры добровольны, что влияет на вовлеченность и готовность к сотрудничеству. Принцип добровольности распространяется в том числе и на медиатора.

Равенство: стороны имеют равные права на участие в разговоре, на внимание медиатора

Нейтральность: медиатор не имеет предпочтений ни к одной из сторон

Преимущества медиации

Основная гипотеза для начала процедуры медиации - Стороны не хотят намеренно причинить зло друг другу

Правило 1 – каждый в коммуникации понимает оппонента со своей позиции, включающей свой образ мышления, свой опыт свои традиции.

Отсюда вытекает следующее правило:

Правило 2 – надо понять оппонента, чтобы он понял тебя

Как правило дискомфорт в коммуникацию добавляют «страхи» (твои или оппонента) типа: меня не уважают/обесценивают/я тут не эксперт/хотят занять мое место и т.п.

Человек, который боится, будет всячески защищать свою позицию.

Задача медиатора понять, что именно является мотивацией (направлением защиты) для каждой из сторон в этом конфликте, помочь сторонам увидеть что-то общее в их споре, что станет основой для примирения.

Медиация позволяет сторонам самостоятельно найти разрешение в конфликте, при помощи медиатора, ответственностью которого является создание такой обстановки безопасности для беседы сторон, чтобы стороны конфликта могли услышать и понять друг друга.

Когда стороны в процессе процедуры медиации самостоятельно достигают договоренностей о дальнейшем взаимодействии с учетом соблюдения личных человеческих интересов, то это способствует восстановлению и укреплению рабочих отношений. Это происходит потому, что процессе «знакомства» сторон с позиции человек-человек идентификация оппонента как «врага» перестает существовать.

Стороны, поняв истинную мотивацию друг друга, могут отлично сотрудничать. Помните знаменитую фразу почтальона Печкина: «Это почему я таким вредным был, это потому, что у меня велосипеда не было»

Кроме того, процедура медиации имеет и обучающую составляющую. Сотрудник, участвуя лично в процедуре медиации, при возникновении у него недовольства/обиды/подозрения действиями кого-либо, опираясь на опыт медиации как минимум может сформулировать, что этот кто-то мне не враг. А такая формулировка уже значительно снижает возникновение деструктивного конфликта.

А как может решиться конфликт, который описан в начале статьи?

Федор попросил провести медиацию с Павлом. В процессе проведения процедуры выяснилось, что у Федора есть задание от руководства внести изменения в процессы, чтобы они стали более эффективными. И решение этой задачи является для Федора условием прохождением испытательного срока.

Павел проработал в компании 10 лет, и эти процессы он запускал с нуля, много сил в них вложил и очень ими гордился. Поэтому, когда Федор пришел и сразу посягнул на «святое» Павел, как мог, отстаивал свою разработку: от саботажа внесения изменений в процесс до игнорирования Федора и настраивания против него всей команды, т.к. авторитет Павла был очень сильным.

В процессе процедуры медиации коллеги поняли, что важно каждому из них (Павел понял, что Федор не старается обесценить его работу на протяжении этих 10 лет, а Федор понял, что Павлу важно, чтобы к его вкладу в работу относились с уважением), они договорились вместе посмотреть процессы и определить, что в них отвечает современным требованиям, а что надо реально обновить.

На встрече команды Павел рассказал участникам команды, какие задачи необходимо решить Федору, чтобы остаться в команде, и попросил всех участников помочь ему и Федору в работе.

Конфликт был разрешен наилучшим образом: и не принимающие друг друга стороны конфликта нашли варианты отличного сотрудничества.

Заключение

Медиация — это мощный инструмент для управления конфликтами на рабочем месте. Она не только помогает разрешать существующие проблемы, но и способствует созданию более здоровой и продуктивной рабочей среды. Внедрение медиации в корпоративную культуру может принести значительные долгосрочные выгоды для компании, включая улучшение отношений между сотрудниками, снижение стресса и повышение общей эффективности.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы