7 ошибок офисных наставников

Услышав слово «наставник», у некоторых в голове возникает образ старца с длинной бородой, сидящего за бесконечно-длинными свитками с древними тайными знаниями. Однако, наставничество не менее популярная профессия и в наши дни. Правда, имидж специалиста, направляющего талант коллеги в нужное русло, радикально изменился. Теперь это продвинутый, разносторонне развитый специалист. Современного наставника со своим «предком» роднит, пожалуй, лишь большой опыт в той или иной области знаний и/или навыков.

Как и в любой другой профессии, наставник наставнику - рознь. Наш эксперт, региональный директор фонда «Будущие Лидеры» Тимур Али-Заде, рассказал о семи основных ошибках, которые совершают эти специалисты.

7 ошибок офисных наставников, Тимур Али-Заде, Фонд «Будущие Лидеры», наставник, наставничество, учитель, знания, практические навыки, бизнес-процессы, передача практических навыков, рабочие процессы, опыт, тенденции, профессионал, профессионализм, самооценка, процесс обучения

Наставничество несет в себе сугубо практический характер, особенно, если это касается офиса или бизнес-процессов. Иными словами, это такой человек, к которому можно постоянно приходить с вопросами «как?», «зачем?», «почему?» и так далее.

Читайте также: 8 признаков специалиста, который будет плохим наставником

Формат наставничества предполагает передачу практических навыков с обучением «в поле» и пояснением организации и устройства всех происходящих рабочих процессов: от изначальной постановки задачи до подведения итогов реализации.

Процесс наставничества предусматривает передачу практических навыков и теоретических знаний, поэтому ошибок не миновать.

Ошибка 1: уверенность в безграничности потенциала наставника

Сколько бы лет наставник не проработал в компании, какой бы богатый не был у него опыт – его знания конечны. Даже если это очень умный и начитанный человек, есть предел. Многие наставники убеждены, что их «срок жизни» в компании гарантирует бесконечность запаса знаний.

Поэтому все возражения или вопросы подопечного разбиваются о стену «Я тут работаю с начала времен/со дня создания компании/когда ты еще не родился, поэтому знаю лучше тебя». Все отрасли претерпевают изменения: появляются новые тренды. Рабочие инструменты и каналы коммуникации приходят и уходят – если наставник будет оперировать такими категориями, толку от такого обучения не будет.

Ошибка 2: неготовность следовать тенденциям

Эта ошибка вытекает из предыдущей. Если наставник не готов следить за тенденциями, то его потенциал знаний устаревает с каждой минутой, а значит быстро встанет вопрос о целесообразности такого наставничества. Эта ошибка основывается на страхе стать профессионально устаревшим и, как следствие, ненужным на рынке.

Ошибка 3: нежелание учиться у подопечного

Для многих зрелых специалистов наличие «умного» новичка с большим потенциалом сильно бьет по профессиональной самооценке. Если наставник психологически не готов учиться у подопечного, то о взаимополезном процессе общения не может идти речи. Ведь в процессе обучения повышает свой образовательный уровень и сам учитель.

Ошибка 4: неготовность к нововведениям и свежим идеям

Естественно, у каждого специалиста есть свои «накатанные рельсы и методики работы». Но неготовность пересмотреть принятые форматы работы, оптимизировать какие-либо процессы или интегрировать новые идеи подорвет отношения между наставником и учеником.

Ошибка 5: неготовность к ошибкам

Все люди – перфекционисты в каких-либо мелочах. Но когда речь идет о наставничестве в офисе нужно быть готовым к профессиональным ошибкам, которые будет делать ученик. В процессе обучения самым ценным является не получение новых знаний, а те ошибки, которые дают глубинное понимание, как всё устроено. Умение «разрешать» делать ошибки и давать возможность анализировать неправильные действия – одно из главных отличительных качеств хорошего наставника.

Ошибка 6: отношения «начальник-подчиненный»

Весь рабочий процесс завязан на иерархии «руководство-подчиненные». Но это про бизнес. В отношениях «наставник-подопечный» возможен лишь формат «на равных», когда нет боязни статуса, нет пиетета перед должностью, когда знания расцениваются основной целью обеих сторон процесса.

7 ошибок офисных наставников, Тимур Али-Заде, Фонд «Будущие Лидеры», наставник, наставничество, учитель, знания, практические навыки, бизнес-процессы, передача практических навыков, рабочие процессы, опыт, тенденции, профессионал, профессионализм, самооценка, процесс обучения

Ошибка 7: время – деньги

В экономической теории есть формат невозможного: «быстро-дешево-качественно».  Естественно, вся офисная деятельность заточена на быстрое получение прибыли. Но в формате отношений через наставничество этот метод не приемлем.

Читайте также: Как развивать компетенции

У каждого своя скорость «впитывания» знаний, одному ученику под силу сразу практиковаться, другому потребуется провести несколько «учебных полетов » . Нельзя сразу требовать от него боевых решений. Наставник должен понимать, что решение офисных задач требует времени – и необходимо дать ученику это самое время на подготовку. А не ставить на кон всё в угоду прибыли.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.