Онлайн-собеседование по правилам
Онлайн-сервисы захватывают мир повсеместно, а с приходом пандемии этот захват ускорился. Многие компании уже перешли на онлайн-интервью, но есть те, кто еще только задумывается об этом.
Пока нерешительные коллеги из рекрутмента думают, находят отговорки и проходят стадию принятия, кандидаты уже точно определили для себя, что такой формат коммуникаций удобен и начинают отдавать ему предпочтение, размышляет руководитель направления аутсорсинга рекрутмента компании "Северсталь- Центр единого сервиса" Олеся Малахова .
Ряд рекомендаций, которые помогут провести продуктивное онлайн-собеседование. Их может быть много, исходя из особенностей бизнеса, но давайте разберем 10 основных.
№1 ПРОВЕРЬТЕ ТЕХНИЧЕСКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ
Хоть мир и стал диджитал, но удостовериться в диджитализации наших кандидатов точно стоит. Договариваясь на онлайн-интервью, уточните у кандидата, был ли у него опыт прохождения собеседования в таком формате, насколько ему было и будет комфортно, и есть ли устройство, с помощью которого можно подключиться ко встрече и общаться не только со звуком, но и увидеть друг друга.
Желательно иметь под рукой запасные наушники и телефон, чтобы в случае проблем со связью можно было оперативно переключиться.
№2 ПОМНИТЕ ПРО ТО, ЧТО ВЫ – ЛИЦО КОМПАНИИ
Если вы работаете удаленно, то знаете, насколько комфортно работать в домашней одежде. Я тоже за комфорт, но на собеседовании интервьюер – это лицо компании, которое видит кандидат.
В начале пандемии мои собеседования были похожи на конкурс домашней одежды среди нанимающих менеджеров «Кто кого переплюнет?». Из всего этого многообразия запомнилось собеседование, которое я окрестила пиратским. В назначенное время мы с кандидатом подключаемся ко встрече на одной из онлайн-платформ. Кандидат: девушка в голубом костюме с белой рубашкой, волосы уложены по фен-шуй, сдержанный макияж. И наш пират, а точнее нанимающий менеджер: девушка в тельняшке с небрежным пучком на голове, периодически делающая глоток из кружки с надписью «BOSS». Венцом этой картины стал попугай, который прилетел и сел на плечо нашему интервьюеру. Все закончилось успешно, кандидат был принят на работу, менеджер получил рекомендации по внешнему виду, а я взялась за написание вебинара для дорогих и любимых руководителей о том, как проводить онлайн-интервью.
Подытожим. Если в компании присутствует дресс-код, то нужно его соблюдать независимо от формата интервью. Если же закрепленных правил относительно одежды нет, то, мой совет: будьте сдержаны и опрятны, это произведет положительное впечатление на кандидата.
№3 ЗАДНИЙ ФОН НЕ ДОЛЖЕН ОТВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ
Эпоха «золотых рыбок» или низкая концентрация внимания, которая продолжает падать – один из вызовов нашего времени. Продолжительность концентрации внимания золотой рыбки составляет примерно 9 секунд, а человека около 12. Для того, чтобы не ухудшать эти показатели интересным и отвлекающим задним фоном на онлайн-интервью рекомендую выбрать пустую стену нейтрального цвета или сделать размытие заднего фона (функция доступна на многих площадках, которые используют для онлайн-интервью).
№4 ВЫБЕРИТЕ ТИХОЕ МЕСТО
Посторонние шумы также являются отвлекающим фактором и мешают сконцентрироваться на диалоге. Постарайтесь изолироваться на время интервью в тихое место.
В своей практике я встречала различные виды звукового сопровождения, как со стороны нанимающих менеджеров, так и кандидатов. Это могли быть звуки дрели, попугайчиков, шум дороги, крики детей и прочее. Самые интересные собеседования в части звукового сопровождения проходят у молодых специалистов, так как родители данных кандидатов любят суфлировать на заднем фоне, а это слышно, а иногда - и видно)
№5 НАЛЕЙТЕ СТАКАН ВОДЫ
В переговорах и выступлениях часто присутствует бутылочка или стакан воды, поэтому желательно и во время онлайн-собеседования последовать этому правилу.
№6 ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ВАС БЫЛО ХОРОШО ВИДНО
Общаться с частями тела будь то нос, подбородок или ухо не очень комфортно. Такая ситуация может возникнуть, если камера не адаптирована под площадку, на которой проводится интервью. В начале встречи важно уточнить у участников, хорошо ли вас видно и слышно, чтобы понять, что всё в порядке.
Напомню, что лицо должно быть расположено во второй трети экрана, а источник света слева или справа.
№7 УСТАНОВИТЕ КОНТАКТ
Как и в очных интервью, в онлайн нужно установить контакт с соискателем. Сделайте это с помощью разговора на отвлеченную тему. Например, если кандидат живет в другом городе, можно расспросить его о погоде или узнать насколько удобно подключаться к платформе, на которой проводится встреча.
№8 РАССКАЖИТЕ О ХОДЕ ИНТЕРВЬЮ
Для повышения эффективности онлайн-интервью - расскажите о том, каким образом будет построено общение, какая будет этапность и сколько времени займет встреча.
Например: давайте поступим таким образом, вы расскажете о себе и своем опыте, по ходу общения я буду задавать уточняющие вопросы. Далее я расскажу про вакансию и отдел, а после буду готова ответить на ваши вопросы. По времени встреча займет около 1 часа. Вам будет удобно, если будем придерживаться такой последовательности? По времени будет комфортно?
Моя рекомендация: не упускать уточняющие вопросы про удобство для кандидата. Такие вопросы повышают лояльность соискателя за счет того, что проявляется забота, и можно сориентироваться по времени встречи. Если кандидат может уделить меньше времени, чем планировалось, то можно перенести встречу или выстроить диалог таким образом, чтобы задать самые важные вопросы, без которых нельзя принять решение.
№9 СФОКУСИРУЙТЕСЬ НА ИНТЕРВЬЮ
Если вы непонаслышке знаете про режим многозадачности и виртуозно справляетесь с несколькими задачами одновременно, то во время онлайн-интервью это может сыграть злую шутку. Важно сфокусироваться на беседе и слышать, что говорит кандидат, чтобы не пропустить важных моментов, которые могут повлиять на решение. Если поступают электронные письма - отложите их чтение до окончания интервью, по бегающему взгляду по экрану легко понять, что вы не в полной мере слушаете соискателя. Это будет проявлением неуважения по отношению к вашему оппоненту, а этого допустить нельзя, ведь может пострадать HR-бренд.
Если вы понимаете, что письмо или звонок очень важны, то нужно уточнить у кандидата возможность прервать диалог, проинформировав о времени, которое Вам потребуется.
Моя рекомендация: время отвлечения от интервью может быть не более 5 минут, в случае, если вам требуется больше времени – принести извинения и попросить о переносе встречи на удобное для кандидата время.
№10 ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕХНИКУ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
Уточнение, перефразирование, эхо... Все это покажет кандидату, что вы слышите то, что он говорит и заинтересованы в беседе. Помните, что в ходе онлайн-интервью, как и в очном, нужно больше слушать и меньше говорить. Правило 70/30 помогает сконцентрироваться и задавать вопросы только 30% времени интервью, а 70% слушать кандидата.
Жизнь ускоряется и требует повышения скорости принятия решений, а онлайн-интервью – это отличный помощник не требующий больших затрат и экономящий время как интервьюеров, так и самих кандидатов.
Что Вы думаете об этом?