Не только коммуникабельность: роль обучения в развитии soft-skills в карьере IT-специалиста
Мягкие навыки (soft skills) – эта группа умений, связанная с человеческим фактором. Их противопоставляют твердым навыкам (hard skills), то есть владению языками, инструментами и технологиями.
В мягкие навыки входят способность выстраивать эффективную коммуникацию, решать конфликтные ситуации, проактивность, ответственность и критическое мышление – то, что помогает самоорганизации и взаимодействию с другими. Директор по персоналу Angara Security Валентина Ерохина рассказывает, какие soft skills помогают специалисту в области кибербезопаности не только получить оффер на работу, но и оставаться востребованным в индустрии.
Обучение на первый план
Набор мягких навыков достаточно широк – он касается как всего спектра взаимодействия с людьми, так и личных качеств. Как правило, когда речь заходит о soft skills, акцент делается на таких умениях как самоорганизация, тайм-менеджмент, умение работать в команде и адаптироваться к различным рабочим ситуациям. Они необходимы в любой профессии, однако у IT-сферы есть своя специфика.
IT-сфера в целом и кибербезопасность в частности очень динамично развиваются. В этом направлении много новшеств, и эту информацию нужно уметь находить, выделять время на ее освоение, при этом поддерживая внутренний драйв создавать интеллектуальный продукт - для IT-сферы важнее всего уметь учиться и любить этот процесс. Специалист в области кибербезопасности не просто знает о существовании комплексных систем, но и умеет формулировать к ним требования, отвечающие рыночным запросам. Эти запросы, как правило, комплексные, то есть недостаточно просто знать о конкретной технологии, важно видеть ее в широком контексте.
Быть в курсе последних трендов помогает чтение профильных новостей, отчетов крупных игроков рынка, прослушивание тематических подкастов. Так, эксперты Angara Security участвуют в профильных мероприятиях, а также публикуют образовательные материалы на различных площадках. На своих ресурсах компания рассказывает о вызовах в индустрии, проведенных исследованиях, новых технологиях, дает прогнозы по развитию. Некоторые сотрудники также ведут телеграм-каналы, в которых они рассказывают о кейсах и трендах кибербезопаности.
Успеть за всем невозможно, но если планировать свое время так, чтобы определенная его часть была посвящена актуальной информационной повестке, то можно иметь достаточно полную картину о происходящем в IT-индустрии.
Доклады и сообщества
В сфере IT достаточно много конференций и профессиональных семинаров. Участие в профильных мероприятиях – это возможность на практике улучшить целый набор мягких навыков от самопрезентации до нетворкинга с другими коллегами по цеху. Если вы выступаете на конференции или сессии, то вы становитесь визионером мнения, а при общении с другими участниками вы учитесь налаживать новые контакты и вести дискуссии.
Такие мероприятия точно стоит посещать и ради общения с единомышленниками. Это те люди, которые мотивируют к росту и помогают видеть в своей работе большее, чем получение денег за написание кода. Кроме того, неформальное общение с коллегами помогает взглянуть на привычные проблемы с другой стороны и обсудить общие волнующие вопросы.
Практика для обучения
Не существует выверенной программы обучения, которая даст идеального специалиста. Решение рабочих задач и общение с коллегами помогают специалисту набирать новые знания. В начале карьеры это будут небольшие и рутинные проекты, которые в дальнейшем будут усложняться и ставить перед специалистом новые вызовы, требующие прокачки в том числе мягких навыков.
Практика помогает закрепить навыки, полученные в ходе непрерывного образования, а коллеги помогут адаптировать эти знания к реалиям бизнеса. В свою очередь, понимание трендов и текущей ситуации в IT создает эффект «насмотренности», когда понятно, какое решение уже опробовано рынком, а что не приносит нужных результатов.
Сохранение баланса
Поддерживать мотивацию учиться помогает баланс между работой и личной жизнью. Часто бывает, что специалист может увлечься и потерять тот самый Work-Life Balance. Информационные технологии действительно могут быть не только делом жизни, но и главным хобби, однако переключение помогает увидеть новые перспективы.
Таким образом, soft skills – это не только понятия о «стрессоустойчивости» и «высокой адаптивности», которые часто встречаются в описании вакансий. Работа в области кибербезопасности предполагает непрерывное образование, умение работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию с коммьюнити, выступать на мероприятиях и работать с большим количеством информации. Эти мягкие навыки помогают специалисту развиваться и быть востребованным.
Что Вы думаете об этом?