Не стреляйте в программиста. Научитесь его понимать! Мифы и правда об IT
Заакцептил мёрж реквест. Когда нелюдимый, бородатый программист перестает сыпать терминами и становится душкой? Сколько дней надо прибавить к той дате реализации задачи, что он озвучил? Почему лучше забыть о мотивации и приготовиться по-особенному вдохновлять разработчиков? Самые распространенные мифы об IT-специалистах озвучил и частично развенчал для портала HR-tv.ru Дмитрий Шебордаев , руководитель группы разработки интернет-компании.
Вокруг каждой профессии существует ореол стереотипов, легенд и слухов. Чужая профессия она же как душа – потёмки, вот и приходится додумывать неизвестное, объяснять непонятное. Какие-то из этих стереотипов сформировались внутри самих профессий в силу устоявшихся традиций или даже суеверий.
- перед вылетом нельзя фотографировать экипаж или самолёт
Какие-то растиражировались стендап-комиками или сценаристами фильмов.
- лётчики – романтики
- физик – бородатый
- бард – в свитере
Незнакомый человек, представившийся программистом, сталкивается с целым набором штампов. Количество и содержание их зависит от того, насколько его собеседникам плотно приходилось общаться или работать с людьми этой профессии. Некоторые ярлыки противоречат друг другу, но это не мешает их наклеивать.
Читайте также: Как кофейный аппарат пригласил на стажировку 30 талантливых студентов
Не умеют оценивать сроки
Менеджеры всех мастей соревнуются в умении подобрать такой коэффициент, который максимально приблизит срок, озвученный программистом, к реальному. Оптимисты умножают на 2, пессимисты на 3. Если менеджер знаком с высшей математикой, то умножает на e или pi соответственно.
Невозможно описать, как именно происходит оценка времени в голове у программиста, но одно можно сказать наверняка: предстоящая работа дробится на россыпь “такое уже делал”, “это легко”, “это сложно”, а “это непонятно”. Вот оценка этой россыпи и есть самая сложная задача. Она еще не решена, с ней просто надо научиться жить.
Говорят на тарабарщине
“Заакцептил мёрж реквест из фича-бранча и задеплоил релиз” – и это самое безобидное, что можно услышать. В целом это ничем не отличается от кредита с ударением на первый слог у бухгалтера или осужденного с ударением на у у полиции.
Люди опасных профессий не используют слово последний , только крайний . Программисты говорят отмапить и скомпилить .
Это сленг, и, как любой сленг, он используется только в своей среде. Наружу попадает разве что случайно. Однако в отличие от других профессий, его происхождение объяснить гораздо проще – основные выражения черпаются в первую очередь из англоязычных источников. Далее, не имея согласованного единого перевода, просто используются на манер русских слов.
К моменту появления перевода ситуация уже необратима, и требуются невероятные усилия, чтобы привить технически грамотный перевод.
Не соблюдают дресс-код
Это один из мифов, которые были созданы и успешно поддерживаются самими программистами. Действительно, редко можно встретить успешное распространение дресс-кода на ИТ-отдел.
Проще сделать исключение, чем начинать холодную войну. Посадить в дальнем углу офиса и не пускать туда никого. Или набраться храбрости и отменить дресс-код для всех.
Особая мотивация
Ближе к дому, больше денег, интереснее работа. Вот что можно услышать из уст покидающего компанию. Ничего нового или особенного в этом наборе нет. Так почему же часто ищут какую-то особую мотивацию для программистов и боятся их потерять?
Дело, скорее всего, не в том, что не хватает мотивации, а в том, что слишком много демотиваторов:
- Приходится рано приходить, а зачем?
- Приходится сидеть на совещаниях, а менеджер для чего?
- Приходится отвечать на письма клиентам, а саппорт где?
- Нарисовать диаграмму работ, ну тут вообще слов уже нет.
Программист должен программировать, это его самое эффективное использование и единственный работающий мотиватор. Не надо искать особую мотивацию, надо постараться снизить количество демотиваторов.
Программисты ничего не делают и много получают
В чём-то этот миф противоположен мифу про сроки. Про сроки глазами клиентов, которые уверены, что на самом деле программисты всё делают за день, а оставшееся время бездельничают.
Да, со сроками можно ошибиться в любую сторону, можно переоценить сложность на начальном этапе, можно найти более оптимальное решение в процессе, можно было не умножать срок на 2, но это не делает программистов обманщиками или бездельниками. Программист-бездельник – это вообще редкость.
А суммы компенсаций, как и везде, диктует рынок, и правила ровно такие же, как у всех. Кому-то оценки кажутся завышенными, кому-то наоборот. Диапазон представлений о профессии настолько широк, что зарплата специалистов, занимающих одинаковые позиции, может существенно отличаться.
Ты же программист
Каким-то образом возникло убеждение, что если ты программист, то можешь исправить любую проблему, возникшую в компьютере. Скорее всего, произошло это из-за путаницы в специальностях ИТ.
Безусловно, профессия подразумевает глубокое знание работы компьютера, иногда настолько глубокое, что уже начинает просматриваться электроника. Конечно, специалисты создают невероятной сложности системы, но это нисколько не помогает понять, почему плохо работают чужие. Положа руку на сердце – со своими-то иногда не разберешься.
Почему у гендира медленно работает Интернет, у соседа тормозит браузер, а у знакомой принтер печатает кракозябрами, даже для разработчиков остаётся загадкой.
Трудоголики
К счастью для программистов, они могут себе позволить получить образование по будущей профессии и работать по специальности, а то ещё и в хобби превратить. Им просто повезло любить свою работу.
Сложно бросить работу в 18 часов и умчаться домой. Ведь вся основная деятельность фокусируется в голове, и процесс этот не останавливается, да и кто захочет его останавливать? Вот и засиживаются на работе или даже дома ночами. Любой скажет, а что это, если не трудоголизм? Да ничего особенного, если учесть, во сколько на следующий день они придут на работу.
Однако для многих специалистов это бывает актуально в преддверие сроков сдачи. А ещё у программистов очень остро стоит вопрос обучения, повышения своего уровня. Это здорово отнимает и рабочее время и, в особенности, личное. Курсы, конференции, книги, всё это требует серьезных временных жертв.
Асоциальны
Это, конечно, не обязательное свойство ИТ-специалистов, да и проявляться может по-разному. Кто-то кажется заносчивым, кто-то замкнутым, а кто-то раздражительным. Трудно упрекнуть разработчиков в излишней харизматичности или красноречии. Да и откуда им взяться – таким навыкам, если основная активность происходит либо в голове, либо перед глазами на мониторе, и другие люди в этом процессе – помеха?
Но они сразу становятся душками, когда в битве с задачами наступает перерыв или вообще достигнута победа. Некоторые остаются душками, даже когда настигло поражение, но не все – тут следует быть внимательными и осторожными.
Разработчиков можно упрекнуть в неопрятности, но это, скорее, обычное предпочтение удобной и комфортной одежды.
Можно заподозрить пассивность физическую, спортивную. Удивительно, но действительно пассивных людей в этом кругу очень мало, а тех, кто увлекается спортом или просто очень активен, много.
Из желудей и палок
Это исправленная версия оценки работы программистов. Ещё бывает “фигак, фигак и в продакшен” и это ещё более исправленная версия. Сразу после завершения работы и начала эксплуатации тут и там слышны упрёки, что сделали очередную ерунду и вообще всё работает еле-еле.
Если опустить все возможные причины ухудшения качества – изменения требований по ходу работы, жёсткие сроки, нечётко сформулированная цель, то в целом результат всегда соответствует формуле – эта команда за это время, имея это описание задачи, смогла сделать вот так.
Этот миф хорошо развеивается мультфильмом “Жадный богач”.
Читайте также: 5 случаев удачной смены карьеры
Не баг, а фича
Трудно найти человека, которого не ставит в тупик такая реакция на регистрацию ошибки. Или “А зачем вы так делаете? Не делайте так – и всё.”
Вопрос, что считать штатным поведением системы, а что – ошибкой, создал бесчётное количество конфликтов. Но суть у них всегда одна – речь идет о какой-то работе, которая не была должным образом описана.
Попросили создать калькулятор – перечислили все возможные операции. Взяли в эксплуатацию, а там ошибка – нельзя получить результат больше 9999. Ошибка? Почему? Потому, что “это” всем очевидно? Для того, чтобы так работало, ощущения очевидного, полученное образование, опыт заказчика и исполнителя должны совпадать, а покуда это не так, будут возникать разные трактовки в непересекающихся областях.
Здорово, когда удаётся определить те самые общие пересекающиеся области и потратить на их согласование минимум усилий, чтобы направить энергию на формализацию оставшихся деталей.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?