Менеджер или врач: кто должен руководить медицинской организацией

Кому доверить руководство клиникой? В здравоохранении есть две полярные точки зрения: одни специалисты уверены, что хороший управляющий подойдет для любой организации, другие считают, что менеджеру именно в медицине будет непросто, и с рисками придется сталкиваться чаще. У каждого - своя аргументация и доводы. Спросили у основателя Школы Медицинского Бизнеса Анны Соломахиной, как не ошибиться в выборе.

В большинстве случаев, обе точки зрения — это сильные, но все же теоретические выводы. А, как известно, основным критерием является практика. Мировая и, в частности, российская схема управления медицинскими организациями показывает, что путь может успешно развиваться по трем основным моделям.

1. Руководитель – врач

Самый большой плюс в том, что врач знает специфику работы, правильно трактует полученную от других врачей и специалистов информацию и поэтому, чаще всего, принимает правильное и взвешенное решение. Если клиникой руководит главный врач с профильным образованием, то он хорошо разбирается во всех вопросах по оказанию услуг пациентам и повесить «лапшу на уши» ему невозможно.

Но в то же время, врач без управленческих навыков может столкнуться с рядом проблем:

- привлечением новых пациентов;

- отсутствием навыков в создании продающего сайта клиники и запуска рекламы там, где это наиболее эффективно;

- выстраивании стратегии развития организации, налаживание тайм-менеджмента (особенно если руководство совмещено с приемами пациентов), коммуникативными навыками – деловые встречи, важные переговоры и т.д.

Все менеджерские качества «врожденными» быть не могут, поэтому есть два способа для того, чтобы не страдало качество работы клиники. Первый – наставник-ментор, специализирующийся на здравоохранении. Такой человек может стать правой рукой директора, направлять в нужном направлении по всем важным управленческим вопросам. Среди минусов в этом способе лишь тот факт, что каждый новый сотрудник – это расходы клиники, а такие возможности у организации есть не всегда. Поэтому есть второй способ – совершенствовать навыки путем курсов и различного обучения, в чем сегодня абсолютно нет проблем. Главное – прокачивать свои навыки там, где акцент именно на руководстве медицинских организаций. Правильный формат важен, так как везде – своя специфика. Для самостоятельного совершенствования подойдет обучающая литература. Можно выбрать книги «Как управлять компанией в Vuga-мире» Билла Макнабба и соавторов, «Культурный интеллект» Дэвида Ливермора, «Лидер 3.0» Джима Маккормика или любые другие варианты, где можно получить ответы на многие вопросы по эффективному руководству.

2. Руководитель – менеджер

Если это настоящий профи, то он достаточно быстро может привести организацию к высоким финансовым показателям. Он знает, как оптимизировать издержки, привести в порядок финансово-хозяйственную деятельность и т.д. Но с чем ему с большой вероятностью придется столкнуться?

- может страдать качество лечения и оказываемых услуг. Не всегда сотрудники-врачи могут довериться управленцу без медицинского образования в тех вопросах, где нужна профильная помощь, опыт и квалификация;

- менеджер не сможет объективно понять, нужны ли новые технологии, оборудование и материалы, которые предлагают закупить врачи. Поэтому бюджет клиники может расходоваться неразумно;

- менеджер не сможет по карте пациента понять, почему, к примеру, ему сделали именную эту процедуру, а не направили к другим специалистам, когда на это есть показания.

Что делать? Самый правильный вариант – врач-заместитель. Например, медицинский директор, который будет вдохновлять коллектив, контролировать сотрудников и заниматься вопросами, связанными исключительно с медицинскими услугами.

3. Партнерство

Одна из самых эффективных моделей, особенно если речь идет о крупной медицинской организации. В этом случае кресло руководителя делят два сильных управленца, каждый из которых отвечает за свой пласт работы. Один из них обязательно врач, который занимается всеми внутренними процессами, контролирует качественную медицинскую помощь. Второй - отвечает за продвижение, финансы, маркетинг, административный персонал. Если обязанности четко поделены «на берегу», клиника будет развиваться и наращивать обороты.

Каждая из моделей управления может быть успешной и не тормозить развитие медицинской организации. Вопрос лишь в правильно расставленных приоритетах, умении налаживать процессы работы, «разруливать» возникающие проблемы, акценте на современных реалиях (технологиях, оборудовании, работе с пациентами и пр.), непрерывном обучении как руководства, так и сотрудников клиники.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы