Корпоративное обучение нового уровня: кейс «Газпром нефти»
«Лига профессионалов» – уникальный образовательный проект для руководителей и специалистов «Газпром нефти», целью которого является профессиональное и личностное развитие сотрудников, признание и обмен опытом.
Проект стартовал в 2017 году: изначально соревнования проходили внутри функциональных направлений, с декабря прошлого года они существуют в формате кросс-функциональных команд. За два года в этом образовательном проекте приняли участие 290 сотрудников из корпоративного центра «Газпром нефти» и дочерних предприятий.
Читайте также: «Перекресток» собрал весь персонал на «кампусе»
В ходе турнира участники демонстрируют уровень своих профессиональных компетенций, а также гибкие навыки – нацеленность на результат, системное мышление, лидерство и ориентацию на командную работу.
Подробностями поделился руководитель программ развития стратегических, кросс-функциональных и мета-компетенций «Газпром нефти» Денис Федотов.
Проект «Профессиональный турнир «Лига профессионалов» претендует на победу в бизнес-премии WOW!HR в номинации Level Up.
Предпосылки создания проекта
Разработка проекта началась в 2017 году в рамках реализации HR-стратегии Блока логистики, переработки и сбыта (далее – блок). Одна из ее главных задач - создание единого кадрового пространства внутри блока и переход от отдельных дочерних обществ к единому активу.
Эта задача достигается в том числе за счет создания комплексной системы обучения: открытия профильных кафедр корпоративного университета, разработки профессиональных кластеров, моделей компетенций, инструментов оценки и развития. Флагманским проектом системы стал проект «Лига профессионалов» - мероприятие, которое никогда не проходило в подобном формате для сотрудников инженерно-технических направлений.
Изначально проект разрабатывался исходя из стоящих на тот момент перед блоком задач. Была собрана команда, в которую вошли топ-менеджеры компании, руководители и эксперты дочерних обществ, а также представители функции HR.
Было проведено обсуждение с основными стейкхолдерами, определены форматы заданий и критерии отбора участников. Акцент делался на вовлечение в процесс подготовки максимального количества заинтересованных лиц. Отдельная задача состояла в том, чтобы придумать турниру название, логотип и дать широкую коммуникацию внутри компании. Именно так родился бренд «Лига профессионалов».
Идея и концепция турнира «Лига профессионалов», содержательное наполнение заданий бизнес-спецификой, формирование требований к профилям участников и критериям оценки – все это полностью сформулировано командой проекта с нашей стороны. В качестве внешних партнеров были привлечены: подрядчик, организующий подготовку мероприятия (event-агентство), а также подрядчик, который помог с оформлением турнирных заданий и комплексным формированием системы оценки.
Этапы реализации
После обсуждения идеи с руководителем HR-службы блока Людмилой Ворониной была сформирована команда из трех человек, куда помимо меня также вошли руководители соответствующих направлений Андрей Минаев и Сергей Краснов . Сейчас, в связи с добавлением новых функций и расширением масштаба турнира, в его подготовку и проведение вовлечено порядка 70 человек: руководители, эксперты, участвующие в разработке и оценке заданий, HR-службы, технические специалисты, фото- и видеогруппы. Ответственным за проект назначен Константин Артамонов – руководитель направления по развитию кросс-функциональных компетенций.
Первые два турнира были проведены в кластерах «Технология» и «Логистика». Безоговорочную поддержку нам оказали лидеры этих кластеров – Александр Панов и Вадим Симдякин, также колоссальные усилия приложили эксперты от бизнеса профильных направлений. Сейчас технологи и логисты продолжают удерживать лидерство в вопросах профессионального развития сотрудников, но при этом в турнир уже вовлечены представители других кластеров и функций - «Механика», «Энергетика», «Коммерция», «Маркетинг», «Производственная безопасность», «Экономика и финансы», «Промышленная автоматизация», «Информационные технологии». Это почти 4000 участников из 10 (и более) городов.
Реакция персонала
Первая реакция превзошла наши ожидания – она была восторженной от всех заинтересованных сторон. Первая «Лига профессионалов» прошла с несомненным успехом и заложила фундамент для дальнейшего развития. Очень быстро турнир стал флагманским проектом блока в части обучения и развития персонала, собирая неизменно положительные отзывы участников и руководителей.
Люди могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут того, что почувствовали. Именно поэтому турнир моментально стал частью нашей корпоративной культуры, узнаваемым и самым ожидаемым событием года. «Лига профессионалов» служит мощным драйвером развития как рядовых сотрудников, так и экспертов и руководителей, а также всей системы обучения блока.
Преодоление сложностей
Главная сложность на этапе старта проекта заключалась в том, что никто из организаторов не мог видеть финального образа результата, ведь удачных примеров проведения подобных мероприятий на тот момент не было. «Лига профессионалов» поначалу воспринималась всеми сотрудниками настороженно: необходимо было прикладывать дополнительные усилия для ее коммуникации и продвижения.
Мы преодолевали настороженность за счет непрерывного взаимодействия со всеми стейкхолдерами, качественно выполняли все этапы работы. На данном этапе мы также направляли и развивали привлеченных к реализации проекта провайдеров.
Сейчас сложность состоит в другом – турнир превратился в большое и запоминающееся событие в жизни блока, люди его ждут и готовятся. Он стал гораздо масштабнее как с точки зрения привлекаемых к проведению турнира функций, так и с точки зрения количества участников. Это повышает требования к качеству заданий.
Если раньше они составлялись в рамках одного направления, то в последнем турнире каждое задание должно было учитывать шесть профессиональных направлений. Придумать такое задание не так просто: важно учесть интересы каждой из представленной функций. В этом и заключается главный кросс-функциональный эффект: мы подталкиваем сотрудников к тому, чтобы выйти из границ привычного представления о рабочей задаче.
Мы могли бы пойти по простому и традиционному пути, разработав задания на отстраненную тематику (например, задачи на интеллект или командную работу, где необходимо строить башни из бумаги), но сознательно от этого отказались. Сейчас на турнире используется более десяти уникальных форматов заданий, разработанных с учетом текущих и перспективных потребностей бизнеса. Важный образовательный эффект несут в себе выступления известных мотивационных спикеров, которых мы приглашаем на турнир.
Итоги
«Лига профессионалов» полностью поменяла представление о том, каким может быть корпоративное обучение. Турнир повысил вовлеченность сотрудников и задал новый уровень проведения развивающих мероприятий: уже после были организованы отраслевой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», конкурс «Экспертная платформа», отраслевая научно-техническая конференция для молодых специалистов, образовательная конференция «Мы в будущем» .
Смотрите также: GOFM или идея на 10 миллионов рублей
Неслучайно «Лига профессионалов» была признана лучшим проектом корпоративного обучения по версии премии «Хрустальная пирамида» 2019 года, опередив таких сильных конкурентов как Сбербанк России и « Трансмашхолдинг » .
Новости корпоративного портала с отчетными видеороликами о проведенных турнирах моментально становятся вирусными (сотрудники пересылают их друг другу). Так, новость про последний турнир посмотрели почти 1600 раз, что стало абсолютным рекордом за все время публикаций блока в части HR.
Также в этом году «Лига профессионалов» регистрируется как товарный знак «Газпром нефти».
Еще немного цифр:
• С 2017 по 2019 год проведено 7 мероприятий (4 турнира в рамках профессиональных кластеров и 3 кросс-функциональных).
• Количество участников: 290 участников – очный этап, 3663 участников – заочный этап.
• Повышение входного конкурса для участия в турнире: с 1-3 человек на место в 2017 году до 8-12 человек на место в 2019 году.
• Около 40% победителей и призеров разных лет получили повышение в рамках вертикального и экспертного карьерного маршрута.
Эффект от реализации проекта превзошел все ожидания. Мы действительно гордимся созданным.
Фото Газпром нефть
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2020 .
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?