Контролировать нельзя онбордить

В каждой компании, которая хочет расти, должна быть выстроенная система адаптации и онбординга сотрудников. Все работодатели мечтают о том, чтобы сотрудники как можно более оперативно вливались в коллектив, в процессы и показывали результативность уже в первые месяцы работы. Но выстроена ли у них система адаптации так, чтобы снизить риски увольнения в первый месяц работы, а также угрозу невыполнения поставленных на проекте задач? Своим опытом с нами поделилась Кристина Гурочкина, HRBP, группа компаний «Рексофт».

Сегодня я хочу поделиться с вами нашим опытом в развитии системы онбординга в IT-компании и рассказать о важности этого процесса для успешной интеграции новых членов команды. Пару слов о нас, чтобы читатель мог точнее понять наши задачи и апроксемировать их на свой бизнес. «Рексофт» - это многопрофильная IT-группа, штат которой составляет более 1500 специалистов. С февраля 2022 года к нам вливались коллективы российских представительств западных компаний, которые покинули рынок. Также был ряд M&A. За два года по численности мы выросли в три раза. Таким образом, мы столкнулись с необходимостью массового онбординга.

Что такое онбординг?

Онбординг — это не просто процесс обучения или проставление «галочек» о выполненной задаче. Это целое путешествие для нового сотрудника, включающее этапы введения в бизнес-процессы, культуру компании и особенности команды. Это время, когда мы выстраиваем структурированную среду поддержки, чтобы убедиться, что каждый новый член команды может преуспеть и раскрыть свой потенциал в работе с нами.

Интеграция новых сотрудников — это неотъемлемая часть развития любой компании, особенно в сфере IT. Онбординг не просто введение в процессы и системы компании, это поддержка новых сотрудников в их адаптации, помощь при погружении в процессы и команду и, в конечном итоге, поддержка для достижения нужных компании результатов.

Нюансы и автоматизация

Отмечу, в первую очередь, «удаленщиков»: на мой взгляд, удаленная работа усложняет процесс онбординга, так как вы не можете подойти к их рабочему столу, выпить с ними кофе, поболтать и заодно узнать, как дела. Ниже я расскажу о том, какая специфика есть в онбординге удаленных сотрудников

Конечно, автоматизация процесса неизбежна. Но для начала нужно решить, насколько пОлно вы будете автоматизировать процесс, ведь он может затронуть все элементы пути жизненного цикла сотрудника: от найма до увольнения.

В случае, когда время — деньги, а вам нужно удерживать вновь прибывших людей, которых «раскидало» по всей России, следует сфокусироваться на адаптационном периоде, то есть испытательном сроке.

Чтобы сервис активации нового сотрудника был качественным и оперативным, требуется слаженная работа множества внутренних подразделений: IT, бухгалтерии, ИБ, АХО и т.д. Это долгий проект, требующий денежных и временных ресурсов.

Наша команда решила начать с частичной автоматизации, а именно с блока адаптации во время испытательного срока (ИС). Если у вас самописный корпоративный портал или интранет, как у нас, то вам будет проще реализовать задуманное.

Наш опыт

В нашей компании онбординг начинается еще до выхода сотрудника, то есть, с момента как он принял оффер и начинает чувствовать причастность себя к компании. Давайте расскажу поэтапно про выстроенный нами процесс:

  1. Welcome-письма. Они помогают подготовить сотрудника к выходу: собрать пакет документов для оформления, заранее узнать план первого рабочего дня.
  2. Introduction с HR и «Team Lead»-встреча, где HR рассказывает основные организационные моменты, выдает технику и передает коллегу в заботливые руки руководителя.
  3. На нашем внутреннем портале Intra (наша собственная разработка) запускается процесс онбординга, назначается куратор, система активирует автоматизированный чек-лист с задачами, у которых есть сроки. Эти задачи делятся на 3 категории:
  • первая категория связана с корпоративной культурой (welcome-тренинг, тренинг по информационной безопасности и т.д.);
  • вторая — организационные моменты (получение доступов, заполнение корпоративного резюме и матрицы компетенций (матрица позволяет компаниям более точно планировать обучение, продвижение по службе и адаптировать задачи под конкретные навыки.
  • третья — задачи на конкретном проекте, куда выходит сотрудник.

В период ИС сотрудник может запросить дополнительную встречу one-to-one с HR или своим лидом. Обязательных встреч в период адаптации три. Как только период ИС подходит к концу, сотруднику «прилетает» опрос, в котором сотрудники оценивают систему адаптации. Мы интересуемся такими вещами как усвоение сотрудником своих задач, процессов и роли в команде. Куратор заполняет фидбек по подопечному, а система закрывает испытательный срок и назначает завершающую встречу куратора с сотрудником.

Весь этот процесс выстроен так, что нам одинаково удобно онбордить людей как удаленно, так и в офисе. Система гибкая, ее можно постоянно совершенствовать, добавлять фичи, тем более у нас есть своя команда, которая всегда рада нам помочь и внедрить новый функционал. Как известно, аппетит приходит во время еды. Так сейчас у нас в разработке находятся такие фичи как: обратная связь от сотрудника, планы развития, бронирование рабочих мест в разных офисах и гайды по процессам.

Специфика онбординга удаленщиков

В условиях «удаленки» мы сосредотачиваемся на разработке индивидуальных и технически гибких планов введения в работу, учитывая особенности коммуникации и дистанционной работы. Наши новые сотрудники получают возможность начать процесс адаптации в распределенной команде, получив всю поддержку, необходимую для успешного знакомства с проектными командами и процессами.

Онбординг удаленных коллег основан на:

  • внимании к взаимодействию через различные каналы: внутренний портал, Телеграм, Zoom-чат;
  • более частой обратной связи и коммуникации;
  • четком определении ролей и целей (пример приведу чуть ниже).

Бадди, куратор или наставник?

В каждом бизнес-юните, технологической практике, есть сотрудник, роль которого поможет новичку погрузиться в среду проекта (даже удаленно) и сориентироваться, к кому конкретно обратиться в определенной ситуации. Такой человек не отправит нового сотрудника самостоятельно искать нужную информацию и поможет разобраться с принятым в компании стилем общения и поведения в корпоративной среде.
У наставника и новичка, например, могут быть «зашиты» парные задачи в онбординге: тогда последний быстрее вникнет и не будет переживать, что с чем-то не справился.

Итак, коротко о ролях:

  • бадди — помощь с тем «кто есть кто, куда идти, что спросить»;
  • куратор — помощь в определении ключевых целей;
  • наставник — поддержка и развитие навыков.

ИПР, чтобы не заблудиться

ИПР (индивидуальный план развития) позволяет сотруднику определить свои цели и потребности, что напрямую влияет на процесс адаптации и его эффективность. Это план, который также может входить в систему адаптаций. Впоследствии он выходит за границу испытательного срока в три месяца.

Каждый сотрудник совместно с непосредственным руководителем создает свою личную «дорожную карту» развития, исходя либо из потребностей проекта, либо из желания конкретного сотрудника развиваться в интересных ему областях.

Влияние хорошо выстроенной системы онбординга

У нас процесс разработки и встраивания системы онбординга занял примерно 1,5 года и результаты, которые принесла система, оказались весьма внушительными. Средняя продолжительность «жизни» сотрудников в компании увеличилась на 2,5 года.

Показатели влияния системы онбординга

Коэффициент удержания - отажает способности организации удерживать стабильную рабочую силу. Он показывает количество людей, которые остаются в компании в течение определенного периода времени, по сравнению с общим количеством сотрудников за этот период)

Этот показатель повысился у нас с 65% до 83% за счет того, что сократилось время, необходимое для полноценного включения и вхождения сотрудников в производственные процессы. Помимо этого, система работает на долгосрочную перспективу: через систему онбординга мы даем возможность сотруднику выстраивать свой карьерный трек и измерять свой прогресс, тем самым влияя на коэффициент удержания.

Еще один приятный бонус: хорошо выстроенная система онбординга расценивается сотрудниками как поддержка и гарантия быстрого вливания в процессы, команду и проект.

Автоматизация онбординга: плюсы и минусы

Автоматизация ускорила процесс и создала стандартизированный подход. Однако главный минус — некоторая потеря персонального подхода и внимания.

В работе с удаленщиками особенно важно соблюдать баланс автоматизации и человеческого внимания.

Хорошо выстроенная система онбординга — это наш путь к успешной адаптации, уверенности и развитию.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.