Комфортная среда: как создать в коллективе атмосферу доверия
Любой коллектив может столкнуться с турбулентностью — из-за высокого уровня неопределенности, многозадачности, стрессовых ситуаций, разногласий и конфликтов внутри команды или даже личных проблем сотрудников . Но если у вас получилось создать доверительную, поддерживающую атмосферу, все эти трудности можно успешно преодолеть. Как наладить такую среду и почему это важно, рассказывает Юлия Фомина , руководитель школы сети продаж и клиентских подразделений бизнеса СберУниверситета.
Что такое доверительная атмосфера
Комфортная доверительная атмосфера — среда, в которой каждый сотрудник чувствует себя безопасно, проявляет свои лучшие стороны, таланты, открыто делится своими идеями и мыслями, не боясь получить осуждение или критику. И при этом не боится быть уязвимым, показать, что чего-то не знает или нужна поддержка в решении какой- то задачи, с которой ранее не сталкивался. В коллективе с такой атмосферой не принято замалчивать вопросы, которые волнуют всех, но как будто какие-то неудобные, эмоционально сложные.
Читайте также: Место IT силы: как создать офис, где сотрудники будут чувствовать себя как дома
Доверительную атмосферу можно с одной стороны, эмоционально прочувствовать. Это знаете, про то, что интуитивно считывается по реакциям коллектива, вербальным, невербальным, по тому, как люди проявляются, как они себя ведут. А с другой стороны, есть и рациональная часть в доверии, когда профессионализм, опыт решения задач в команде подтверждает, что можно положиться на коллег в любой ситуации, они не подведут.
Многие воспринимают доверие как некоторую данность — либо оно есть в коллективе, либо нет и с этим уже ничего не поделать. Это не так. Доверие создается в ходе кропотливой, ювелирной работы. Ради чего такие усилия? В такой атмосфере и команде точно хочется работать, потому что всегда будет фокус на результат и то, как мы вместе приходим в этому результату, опираясь на сильные стороны каждого члена команды. А это и можно назвать профессиональным успехом!
Кто ответственен за правильную атмосферу
Когда мы говорим о том, кто должен создавать это доверие, первым на ум, конечно, приходит руководитель - он самый зрелый, опытный, компетентный в формировании и развитии команды. Безусловно, роль руководителя крайне важна. Ответственность руководителя — создать среду, в которой каждый сотрудник будет чувствовать свою ценность, вклад в общую командную цель и верить, что все получится. Вера лидера в потенциал каждого и команды в целом - вообще очень важный драйвер успеха.
Однако стоит понимать, что усилий одного лидера недостаточно. В создании команды участвуют все её члены. И здесь роль каждого члена команды открыто познакомиться с коллегами, поделиться, в каких ситуациях с ним легко взаимодействовать, а в каких нет, в чем каждый точно можно опираться на него, а в чем нужна поддержка коллег. Мы все очень разные - одному в сложные моменты хочется остаться наедине с собой и подумать в тишине, другому, наоборот, крайне необходима поддержка и совет близкого коллеги, кто-то сам готов открыто делиться сложностями, барьерами, с которыми сталкивается команда, а кому-то нужно дать чуть больше времени, чтобы начать это замечать и открыто, конструктивно это обсуждать, не боясь обидеть коллег.
Как работать над доверием
Внутри каждой команды формируются свои традиции и правила, их нельзя назвать универсальными — кому-то подойдут регулярные шумные или экстремальные тимбилдинги, другим будет важно вместе реализовать значимый проект. Важно понять, какие форматы, традиции подходят для вашего коллектива . Несколько рекомендаций для развития культуры доверия.
- Вы - лидер. Станьте примером - будьте открытым и последовательным. Важно, чтобы сам руководитель следовал принципам, которые декларирует — рассказывал о себе, о тех целях, которые он видит, о своих ожиданиях от командной работы, какую поддержку каждый член команды может получить, о своих переживаниях и рисках, которые он видит. Пример лидера поможет коллективу также открываться, говорить открыто, признавать ошибки. Но, конечно, правила для всех должно быть общими: если вы просите делиться сотрудников переживаниями, за это не должны следовать санкции, негативные последствия. Иначе вам больше не поверят.
- Давайте сотрудникам возможность раскрыться. Можно в конце каждой недели проводить ретро-встречи или встречи по гармонизации команды и включать вопросы на развитие осознанности каждого члена команды, развивать сплоченность в команде: «Чему вас научил этот проект?», «За что вы хотите поблагодарить ваших коллег?», «Чтобы вы хотели попросить у членов команды сделать в следующий раз по-другому?», «Почему именно это для вас так важно?»
- Спрашивайте сотрудников - вместе сформируйте традиции именно для вашей команды. Эксперты предлагают на выбор огромное количество мероприятий, лидерских практик, которые помогают повысить доверие в коллективе: от совместной постановки целей, до сессий совместного развития, бизнес-симуляций кулинарных поединков и спортивных состязаний.
Все это может сработать, но важно смотреть, чего хотят сами сотрудники. Устраивайте открытое обсуждение и голосование в команде, вовлекайте участвовать всех. Проведите несколько встреч в разных форматах и оцените, что вызвало отклик именно в вашей команде. В конце концов, нет универсального правила по построению доверия: в каждой команде всегда появляются свои особенные рецепты и ингредиенты. И именно это и помогает команде развиваться как команде единомышленников.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?