Каково было быть первым в онлайн-бизнесе?
Когда скайп был в новинку, а реклама в Сети стоила копейки – легко ли было начинать онлайн-бизнес? Каково сейчас принимать перенасыщенный конкурентами рынок – тем, кто когда-то был в Интернете одним из первых? Как сейчас справляться, на что делать ставку, что развивать – чтобы клиенты выбирали именно твою компанию?
Своим опытом с порталом HR-tv.ru в специальной рубрике "Прорыв" поделился руководитель онлайн-школы Englishdom Максим Сундалов.
- Максим, как стартовал ваш проект?
- На коленке была сверстана страничка в Интернете, на нее была пущена контекстная реклама, и люди пошли. Сначала делал все один, потом постепенно стала набираться команда.
- Где были найдены деньги?
- Из личных сбережений. Сайт и реклама стоили немного, а люди пошли сразу. Поэтому появились деньги на развитие. До сих пор с 2010 года мы не привлекали внешних инвестиций, а живем и растем за свой счет.
Читайте также: Крутой сервис, продвинь себя сам. О стартапе и наивности
- Что вы можете назвать первой удачей?
- Первой удачей мы бы назвали вообще выход на рынок и создание этого рынка как такового.
- А в каких ситуациях опускались руки?
- Конечно, было сложно в начале, когда ты и чтец и жнец, и все свободные деньги идут на развитие бизнеса. Было сложно и в кризис, когда резко вырос доллар и нужно было искать способ платить носителям языка и не повышать стоимость занятий.
- Какие трудности тогда возникли?
- В целом все было хорошо, были мелкие вспышки паники – как у преподавателей, так и у студентов, но все локальные пожары мы успешно гасили коммуникаций и верой в хороший фундамент школы, мы понимали – где-то затянем пояса , но были уверены, что пройдем любой кризис.
Из минусов: не было такой динамики роста, как ранее: и когда вся команда была в быстром темпе роста, загрузки, обязанностях, то незапланированный спад – сильно пугает и настораживает, это как на следующий рабочий день вдруг оказываешься в отпуске и не знаешь чем заняться от безделья. Но выдохнули, поставили новые цели, ориентиры и набрали прежний темп.
А второй момент: упала покупка занятий с носителем языка, так как ставка исходит из USD, и ниже определенной планки мы не можем опускаться. Со своей стороны мы пошли на шаг – когда стоимость урока практически равнялась ставке преподавателя, и основная цель была не уходить в минус. Это позволило сохранить команду носителей языка и обеспечить им загрузку. В результате с 20-30% все равно расстались, внутри компании есть метрики качества, и если по 5-6 параметрам ежеквартально кто-то не проходит – мы ставим цели/задачи или расстаемся. И некоторые преподаватели делали свою работу более чем прекрасно. Кризис помог оставить только звезд.
Читайте также: "Инвесторы спрашивали: если это так выгодно, почему никто до сих пор не сделал?"
- А за счет чего вы не повысили стоимость занятий?
- В начале учебного года в сентябре мы пересматриваем ценовую политику на год и берем на себя обязательство не повышать стоимость обучение в течение года, так как, как правило, LTF студента и средний курс 6-9 мес., поэтому мы ставим цель, чтобы студент завершил курс и не прекратил обучение по финансовым причинам. После кризиса, в течение 2-х месяцев по носителям работали в минус за счет оборотных средств , потом все-таки немного повысили стоимость обучения, чтобы выйти с носителям в ноль, но все студенты встретили эту новость с понимаем, так как проседание курса было существенное. По русским ставку не меняли до конца года обучения.
Сложно стало, когда рынок начал зреть и появилось огромное кол-во конкурентов. Но все это лишь делает нас сильнее и помогает оптимизировать бизнес и придумывать новые ходы.
- А как конкретно вы стараетесь опережать конкурентов?
- Ввели метрики качества по всем точкам взаимодействия со студентами, преподавателями и результатам студентов, прописали дорожные карты качества по всем направлениям внутри команды и следуем им.
Развиваем техническую сторону проекта: онлайн-курс, тренажер по словам / грамматики, разговорные клубы.
На вводном уроке мы стараемся заинтересовать студента, пытаемся донести, что мы продаем не услуги отдельного учителя, а комплекс и подход школы, который помогает студенту достигнуть цели. За вводный урок студенту все трудно прощупать, но тот, кто принял решение, потом приводит знакомых. Этого достаточно для того, чтобы иметь постоянную динамику роста, но если мы хотим вырасти в 2-3 раза, то нам нужен отдел маркетинга, эта счастливая мысль и посетила нас 5 лет назад. Хотя сейчас уже понимаем, параллельно с фокусом на качество 5 лет назад нужно было начинать развивать и продажи. Многие удивляются, как мы 5 лет могли работать без маркетинга, при этом быть одной из крупных онлайн-школ.
- Каков прогноз относительно успеха на ближайшее и отдаленное будущее?
- Мы планируем существенно вырасти. Мы усилили команду, особенно отделы, отвечающие за продвижение.
- Какие задачи вы перед ними ставите?
- Рынок онлайн-обучения очень молодой, и каналов коммуникации с новыми клиентами много, хотим максимально рассказать о нас студентам.
Сейчас активно подтягиваем продуктовую часть нашего сайта, где студент с помощью тренажеров может обучаться самостоятельно, каждый месяц практически выходят обновления и улучшения.
- По каким признакам вы сейчас видите, что не зря занимаетесь своим делом?
- Все просто: мы видим прибыль, рост бизнеса, рост спроса, довольные лица сотрудников и благодарные отзывы от наших студентов.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?