Как выбрать учебный центр для сотрудников

Многие компании сейчас активно развивают профессиональные и мягкие навыки своих сотрудников, пытаясь добиться от них большей производительности. Наличие корпоративных образовательных программ также постепенно становится важным фактором привлекательности работодателя для соискателей. Часть из них инвестируют в создание собственных корпоративных образовательных университетов, однако это по карману далеко не всем компаниям. Для многих малых и средних предприятий выходом из этой ситуации может стать обращение за учебными услугами к внешним провайдерам. Как выбрать учебный центр на аутсорсинге, который способен удовлетворить все потребности бизнеса в развитии и поддержке компетенций сотрудников, объясняет глава компании «Эффективные технологии управления» Владислав Утенин (PhD).

Помимо общего дефицита специалистов на рынке труда, экономика испытывает и структурный дефицит кадров – последние десятилетия, по оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), большинство абитуриентов выбирали для поступления гуманитарные, экономические или юридические специальности, в то время как спрос на образование для «синих воротничков» снижался. В результате, испытывая сложности с наймом необходимых специалистов, многие компании принимают решение повысить производительность тех сотрудников, которые уже работают у них в штате – дав им новые навыки. Действительно, как показывают данные Высшей школы бизнеса ВШЭ, за 2023 год многие компании увеличили расходы на обучение работников – сейчас они могут составлять в среднем до 1,2% от ФОТ. Однако, если многие крупные компании чаще всего предоставляют сотрудникам доступ к образованию на базе собственных корпоративных университетов, то для средних и малых предприятий такой подход нецелесообразен, и им лучше искать провайдера образовательных услуг на внешнем рынке. Как же организовать процесс работы с подрядчиком?

Грамотная постановка задачи

Чтобы процесс выбора и взаимодействия с провайдером образовательных услуг был эффективным, необходимо разбить его на три основных этапа – формирование грамотного технического задания на обучение, выбор провайдера, оценка результатов проведенной учебной программы или бизнес-тренировки.

Итак, первый этап – создание заказа на образовательные услуги, которые позволят вашим сотрудникам обрести новые навыки и стать более результативными. Как показывает мой опыт – а я профессионально занимаюсь обучением взрослых людей уже более 10 лет – зачастую правильно проведенное обучение позволяет повысить производительность сотрудников на 25–100%. Но, по факту, до сих пор многие компании воспринимают его как некоторый способ развлечь персонал – я регулярно слышу, общаясь с клиентами, что, мол, «мы думали, что с людьми делать: отправить их учится, или на корпоратив свозить».

Чтобы обучение действительно было эффективным, необходимо грамотно составить техническое задание и определить, каких целей и KPI компания планирует достичь с помощью повышения квалификации своих сотрудников. Чтобы ставить цели на будущее, необходимо оценить текущую ситуацию (AS IS) – и вот здесь возникают сложности.

Коммерческие структуры чаще всего анализируют компетенции специалистов по итогам выполнения ими годового плана, но на этот показатель сильно влияет динамика отрасли. Иными словами, если ваш рынок вырос на 10%, а годовые планы по продаже продуктов или услуг – на 5%, сотрудники успешно выполнят KPI и при имеющемся уровне компетенций. Результат анализа компетенций в подобной ситуации не будет отражать реального уровня развития персонала.

Более того, анализируя только уровень выполнения планов, у вас может сложиться ощущение, что сотрудники вносят существенный вклад в достижение результатов компании, но на самом деле ситуация может быть достаточно «печальной».

Поэтому важно понять, как эту ситуацию понимает топ-менеджмент компании и непосредственные руководители сотрудников – как показывает мой опыт, руководители больше сфокусированы на стратегических задачах и не всегда верно могут осознавать реальное положение дел с навыками своих подчиненных. Наряду с этим, непосредственные начальники подразделений могут искажать информацию об успехах своих работников, пытаясь скрыть собственную некомпетентность.

Выбор провайдера образовательных услуг

Итак, проанализировав реальный уровень компетенций, вы получили понимание того, чему необходимо обучить работающих у вас сотрудников – и теперь возникает вопрос о том, кто мог бы это сделать. Рынок образовательных услуг в России последние годы развивался очень активно, и наряду с организациями, предоставляющими качественные обучающие программы, на нем появилось и немало фирм и людей, которые не обладают необходимой экспертизой.

Чтобы грамотно выбрать поставщика, необходимо соблюдать несколько правил.

Во-первых, необходимо ориентироваться на реальные отзывы (от людей, которые скажут вам правду) из организаций со схожими бизнес-подразделениями – их оценки помогут разобраться в рынке и определить того, кто лучше всего подходит под ваши задачи.

Во-вторых, необходимо оценивать уровень образования сотрудников провайдера, к которому вы хотите обратиться. Зачем? Безусловно, бывают выдающиеся тренеры, у которых в портфолио исключительно практический опыт, однако только наличие профильного системного образования позволяет гарантировать воспроизводимый результат; именно системное владение методологией показывает, что успехи в работе с предыдущими заказчиками не были случайностью.

В-третьих, коллектив тренеров не должен состоять только из теоретиков – зачастую они, зная «как надо» не могут предложить прикладной контент, который можно быстро применить на практике.

Помимо этого, есть также и несколько характеристик, при наличии которых заключать контракт с учебным центром может быть рискованно.

ТОП-3 характеристик учебного центра на аутсорсинге, на которые необходимо обратить внимание

  1. Объем образовательного контента. У профессионального тренера всегда должно быть в 5-10 раз больше информации, чем нужно клиенту в рамках конкретного запроса – это демонстрирует, что он действительно является экспертом в той области, которую преподает. Поэтому необходимо заранее оценивать вариативность учебных программ и гибкость, с которой их готовы составить под ваш запрос.
  2. Качество контента, которым делится сам тренер в доступных источниках – конференции, социальные сети, телеграм-каналы и другие СМИ. Рынок образовательных услуг для бизнеса стремительно развивается, но единого стандарта качества для обучения на нем не существует. Поэтому лучший способ собрать информацию о конкретных учебных программах – использовать «сарафанное радио».
  3. Возраст тренеров учебных программ. Конечно, бывают исключения из правил, однако в большинстве случаев, специалисту по обучению, чтобы набрать и профессиональную экспертизу, и приобрести достаточный опыт преподавания, необходимо хотя бы 10 лет реальной практики. Поэтому, если все преподаватели выбранного вами центра моложе 30 лет, это может свидетельствовать о невысоком уровне их подготовки.

Как оценить результаты пройденного обучения

Итак, вы выбрали учебный центр, провели обучение своих сотрудников – самое время оценить, насколько успешно оно прошло. Для этого существует несколько способов.

Например, можно проанализировать результаты работы сотрудников и динамику KPI через определенное время – например, через 2-3-6 месяцев. Этот подход нужно использовать с поправкой на влияние внешней среды (о чем я уже говорил выше), и внутренней. Иногда существующая система менеджмента и мотивации содержит ограничения, которые вынуждают сотрудников «сдерживать» собственную результативность.

Однако самый лучший способ – использовать замеры проводимых упражнений прямо внутри учебных программ, консолидируя обратную связь в цифровом виде от:

1) самих участников, выполняющих упражнения (самооценка);

2) от других участников обучения (оценка «360») ;

3) от внутренних экспертов и тренера.

Если эти оценки существенно отличаются друг от друга, значит сотрудники понимают происходящие процессы по-разному. Сравнение таких замеров с результативностью по KPI позволяет не только точно и в цифровом виде определить, какие компетенции требуют развития – а это готовое и точное ТЗ на последующее обучение, но и сформировать группы сотрудников по уровню развития тех или иных умений. При таком подходе становится возможным не обучать всех одному и тому же, а точечно инвестировать ресурсы в конкретные компетенции у конкретных людей.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.