Как правильно мотивировать
В чем скрытые причины известного заблуждения "зарплата мотивирует", когда денежная "морковка" все-таки выстреливает и как правильно мотивировать персонал с помощью признания заслуг?
На эти вопросы порталу HR- tv. ru ответил Джон Шоул , спикер и консультант по внедрению сервисной стратегии, автор книг и обучающих программ по сервису, основатель и президент Service Quality Institute.
- Джон, сегодня много разговоров о мотивации персонала и гораздо меньше о продуктивности. Как вы думаете, с чем это связано?
- На мой взгляд, мы имеем дело просто со смешением причины и следствия. Например, можно говорить о правильном питании и занятии спортом, но важны они не сами по себе, а чтобы человек был здоровым и жил полноценной жизнью.
То же самое и с мотивацией и продуктивностью. Замотивированный сотрудник – это продуктивный сотрудник , а продуктивные сотрудники могут творить просто чудеса, что, в свою очередь, положительно влияет на финансовые результаты компании.
Читайте также: 3 действенных инструмента нематериальной мотивации
- Как мотивация персонала влияет на показатели бизнеса?
- Только замотивированные сотрудники будут отлично обслуживать клиентов, делать это от души и с пониманием, что лояльные сотрудники – это рост продаж, прибыль для бизнеса , сохранность их рабочего места и карьерный рост.
Замотивированные сотрудники менее склонны менять работу, а это значит, что расходы на подбор персонала снижаются.
- Замечаете ли вы, что сегодня больше компаний задумываются о мотивации персонала?
- К сожалению, нет. Конечно, мы все слышим примеры компаний, например, Googlе, но поверьте, таких до сих пор меньшинство.
Большинство думает больше о том, как сохранить оборудование, чем людей , а среди тех, кто думает о мотивации, мало кто делает это правильно.
Читайте также: 10 мнений о мотивации
- В чем же ошибка?
- В мотивации деньгами. Зависимость между размером компенсации и производительностью весьма мала. Позиция “Вот мы сейчас повысим зарплату, и все будут работать лучше” – это всеобщее заблуждение.
- Почему так?
- Для сотрудника зарплата – это гигиеническая потребность. Он дает вам свое время, навыки, знания, умения – и вы за это платите. Если вы повышаете зарплату, человеку свойственно воспринимать это как оплату за то, что он уже сделал. Это не мотиватор.
- Может быть, тогда обещать сотрудникам премию по завершению конкретного проекта в качестве награды?
- Такая денежная “морковка” действительно нередко используется, но мотивирует меньше, чем соревнование. Например, две команды от одного отдела соревнуются в объемах продаж, и победитель получает приз – премию или поездку за границу. Однако мотивирует не приз, а соревновательный дух , желание быть лучшим.
- Что же мотивирует людей больше всего?
- Признание их заслуг. Мы все хотим, чтобы нас хвалили, ценили и уважали. Для человека это дороже денег. Признание может быть в самой разной форме, не обязательно в денежной. Иногда простого “Спасибо” достаточно.
Представьте себе менеджера, который ежедневно дает своему ассистенту десятки и сотни поручений, но никогда не благодарит. Рано или поздно, несмотря на зарплату и соцпакет, терпение у ассистента иссякнет, и на столе у руководителя окажется заявление об увольнении.
Читайте также: 16 способов поощрить персонал: от "Оскара" до парковки гендиректора
- Как правильно мотивировать персонал с помощью признания заслуг?
- Во-первых, обращайте внимание на позитивные моменты. Очень часто на людей обращают внимание только в тех случаях, когда они допускают ошибку. Это негативное внимание в форме выговора. При этом ежедневно сотрудники выполняют массу действий правильно, и за это нужно говорить им “Спасибо”.
Сотрудник мастерски разрулил сложную ситуацию и сохранил клиента? Отметьте его на следующем собрании или в рассылке. Признание заслуг имеет дополнительный вес, если о нем услышат другие.
Во-вторых, не откладывайте на потом. Признание заслуг по горячим следам показывает, что для вас действительно это важно. Говорите искренне, просто и будьте конкретны. Не нужна хвалебная речь на сорок минут с обилием штампов и канцеляризмов. Просто скажите, что отличившийся сотрудник – молодец, и вы ему благодарны.
В-третьих, обучайте персонал. Сотрудники ценят инвестиции в себя, кроме того, они приобретают знания и навыки, которые помогут им работать еще лучше. Самое главное, проводить обучение не для галочки и регулярно.
Люди должны чувствовать, что работают в организации, для которой обучение и развитие – часть корпоративной культуры. Если же вы просто провели двухневный тренинг раз в три года, то вы не обучаете свой персонал.
В-четвертых, дайте сотрудникам полномочия. Люди, которые имеют права и полномочия, чувствуют себя важными и нужными, они знают, что могут контролировать ситуацию и принимать решения. Это знак доверия и уважения их как личностей и профессионалов.
В-пятых, станьте наставником для ваших сотрудников. Помогите вашим сотрудникам раскрыть свой потенциал и избавиться от тех ограничений, которые они установили для себя сами. Замотивированы и продуктивны те, кто верит в себя.
В-шестых, хорошо относитесь к вашим людям. Это элементарно, но встречается не так часто, как хотелось бы. Уважайте, цените, слушайте, благодарите. То, как вы относитесь к сотрудникам, будет транслироваться ими во внешний мир – клиентам и партнерам.
И, наконец, сами станьте лидером. Лидером является не тот, кто стоит в углу с кнутом и ждет, когда сотрудник допустит ошибку и его можно будет наказать. Лидер замечает позитивное, подбадривает, благодарит и помогает сделать еще лучше.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?