Как обучать взрослых максимально эффективно

Подходы к обучению взрослых меняются вслед за реалиями: у кого сейчас есть время на объемные тексты или скучные лекции? В чем отличие современных методик от вчерашних взглядов, почему взрослых обучать сложнее детей и какие особенности нужно учесть для положительного результата, порталу HR-tv.ru рассказала Елизавета Ефремова , преподаватель Русской школы управления, эксперт по личной эффективности, лидерству, обучению и развитию персонала. Это очередной материал колонки РШУ на HR-tv.ru.

обучение, как обучать взрослых, как обучать взрослых эффективно, как запоминают взрослые

- Елизавета, в чем специфика обучения взрослых?

- Обучение - это передача и фиксация знаний. Можно отдавать готовые знания в виде нормативных стандартов и технологий или заниматься развитием, то есть давать инструменты для принятия самостоятельных решений. В случае работы с взрослыми людьми, упор в большей степени делается на развитие.

Одна из главных особенностей обучений взрослых – это ответственность за собственный уровень обученности. Невозможно ничему научить взрослого человека, если он того сам не захочет. Поэтому крайне важно создать атмосферу, в которой взрослому человеку будет комфортно приобретать новые знания.

Читайте также: Чему учить HR? 3 актуальных направления

- Так в чем же отличие между обучением взрослых и обучением детей?

- Если дети воспринимают информацию как верную, то люди постарше пропускают ее через призму собственного опыта и представлений о проблеме, возможно, и через отказ от устаревших знаний. Поэтому обучение взрослых связано с некоторым напряжением и преодолением.

- А в каком формате взрослые лучше воспринимают информацию?

- Внимание взрослых людей часто бывает перегружено, поэтому знания должны подаваться в удобоваримой и достаточно занимательной форме.

С другой стороны, чрезмерная занимательность и удобоваримость приводит к тому, что некоторые тренинги выступают в невыгодной роли культурно-массового развлечения для сотрудников. Персонал собирают в нерабочей обстановке, проводят игры, стимулируют к неформальному общению. В результате сотрудники довольны, но для компании результата нет.

Поэтому важно планировать обучение исходя из деятельностного подхода. По завершении обучения люди должны получить инструменты для работы. При этом важно зафиксировать, что конкретно и в каком количестве мы передаем им в руки. Это будет некий стандартизированный набор, овладение которым и будет результатом обучения.

Читайте также: Как развиваться, когда нет времени

- Если говорить о содержательной части обучения. На каких принципах оно должно базироваться?

- Содержанием обучения выступают определенные технологии. Передача технологий может быть организована через наставничество, при котором передается не только инструмент, но и определенное отношение к выполнению обязанностей от старших и опытных сотрудников к новичкам, а также считывается корпоративная культура.

При обучении взрослых определенные изменения претерпевает и методология.

Исходя из того, что современные люди не читают объемных текстов, не любят слушать длинные лекции и монологи преподавателя, думающие тренеры выстраивают занятия по-новому. Внедряются грамотные ориентировки для сотрудников. Обучающиеся получают готовые модели и схемы, которые легко встраиваются в имеющийся багаж знаний.

Читайте также: Кому доверить обучение сотрудников компании?

- Как можно добиться максимально полезного для себя результата в процессе обучения?

- В обучении взрослых всегда важна самомотивация. Ведь если взрослый человек не хочет обучаться, то все усилия организаторов обучения окажутся тщетными. Другая важная составляющая часть качественного обучения взрослых – четкое определение целей и задач. Человек с самого начала должен понимать, для чего и что он будет делать.

Кроме того, большое значение имеет наработка практических навыков. Чем больше сотрудник усвоит конкретных действий, чем лучше вживется в технологию, тем вероятнее эффективное применение нового знания в повседневной деятельности.

И наконец, следует отметить контроль. Каждый слушатель тренинга должен услышать мнение преподавателя о своих успехах. Получение обратной связи от тренера помогает сориентироваться, что получается хорошо, а над чем еще нужно поработать.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR
Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Анна Соломахина
Держим руку на пульсе: как вычислить индекс лояльности сотрудников

Любому руководителю очевидно: чтобы клиенты возвращались и были довольны качеством услуг, им нужно уделять внимание. К сожалению, такое же внимание по отношению к сотрудникам часто упускается из виду. Между тем, база удачного менеджмента заключается в том, что клиент никогда не будет удовлетворен больше, чем специалист компании. Особенно это ощущается в медицине. Отсутствие контроля за нагрузкой и различными проблемами каждого члена коллектива чревато сбоем физического и психологического здоровья, а значит, общей атмосферой «в доме». Чтобы не допустить профессионального выгорания, нужно следить за уровнем удовлетворенности. Что это такое и как это правильно делать, рассказывает основатель Школы Медицинского Бизнеса Анна Соломахина.