Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов
Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.
Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.
Устройство рынка IT в России
К 2024 году количество российских IT-специалистов увеличилось на 13% - до 850 тыс. человек. Но несмотря на рост занятых в этой сфере, на рынке все равно наблюдается острый недостаток в квалифицированных сотрудниках. По оценкам Минцифры, в 2023 году не хватало от 500 тыс. до 700 тыс. работников IT. Компании борются за каждого специалиста - на одного соискателя приходится в среднем 1,5-2 вакансии. В таких непростых обстоятельствах наметился интересный тренд на поиск кадров за рубежом. HeadHunter сообщает, что во второй половине 2024 году значительно выросло число предложений о работе в российских компаниях для IT-специалистов из Индии, Пакистана и Африки. Например, в Кении с 2023 года количество вакансий выросло в 39 раз - с 161 до 6,4 тыс.
Почему не хватает кадров
Основная причина, почему проблема кадрового дефицита в России продолжает усугубляться - это некорректная подготовка новичков в IT онлайн-школах и университетах. Многие образовательные учреждения предлагают одинаковое обучение: монотонные длинные лекции, однотипные задания, отсутствие индивидуального подхода. Пользователи отмечают, что в таком формате учиться достаточно скучно, у них нет мотивации глубоко изучать материал. При этом чаще всего в обучении делается акцент на теории, но нет широких возможностей для решения прикладных задач. Студенты не закрепляют свои знания на практике, поэтому большая часть полученной информации быстро забывается. Кроме того, без практики новичок не может развить в себе навыки тайм-менеджмента, стрессоустойчивости и деловых переговоров. А отсутствие промежуточных результатов снижает мотивацию дальше развиваться в профессии. Особенно учитывая тот факт, что обучение в IT достаточно длительное и может составлять от нескольких месяцев до 2-3 лет.
В результате из-за подготовки “по-старинке” на рынок выходит большое количество начинающих IT-специалистов, которые не вызывают особого интереса среди компаний. При этом взращивать работника самостоятельно - дорого для бизнеса, так как новички много ошибаются и отнимают время у более опытных и полезных сотрудников.
Чтобы получить реальные навыки для работы в IT и научиться работать в динамичных условиях, необходимо полное погружение в профессию. Помочь в этом может геймификация.
Как геймификация в обучении помогает подготавливать более “полезных” специалистов
Геймификация в обучении программированию значительно повышает эффективность подготовки специалистов, делая их более “полезными” для реальных рабочих условий. Вот основные аспекты, которые способствуют этому:
- Мотивация к обучению
- Элемент соревнования: Задания, баллы, рейтинги и награды стимулируют студентов учиться быстрее и эффективнее.
- Вовлеченность: Игровые элементы удерживают внимание и помогают справляться с монотонностью учебного процесса.
- Психологическая награда: Прогресс и достижения в игре дают удовлетворение, что укрепляет желание двигаться дальше.
2. Развитие мягких навыков (soft skills)
- Работа в команде: Групповые челленджи и квесты помогают развивать навыки общения и распределения задач.
- Решение проблем: Игровые задачи часто имитируют реальные сценарии, учат логике и креативному мышлению.
- Управление временем: Дедлайны и ограниченные ресурсы в геймифицированных проектах тренируют тайм-менеджмент.
3. Практическое применение знаний
- Реалистичные задачи: Сценарии, основанные на реальных проблемах, помогают учащимся осознавать, как их навыки применяются в реальной жизни.
- Погружение в процесс: Постоянная практика через игровые задания превращает теоретические знания в практические умения.
4. Индивидуализация обучения
- Адаптация сложности: Игры позволяют создавать задания разной сложности, подходящие для участников с разным уровнем подготовки.
- Обратная связь: Учащиеся получают мгновенный отклик (очки, уровни, подсказки), что помогает быстрее исправлять ошибки.
5. Стимуляция устойчивого обучения
- Преодоление страха ошибок: Игровая среда безопасна, что позволяет ученикам экспериментировать без страха серьезных последствий.
- Регулярность: Ежедневные задания или уровни создают привычку учиться постоянно.
6.Подготовка к реальной работе
- Имитация профессиональной среды: Например, игровые проекты могут моделировать работу в Agile-командах, DevOps-процессы или разработку продукта от идеи до выпуска.
- Навыки лидера и исполнителя: Через разные роли в игре участники понимают, как вести проект или выполнять задачи под руководством.
Геймификация делает обучение увлекательным и прикладным, готовя не только специалистов с теоретической базой, но и профессионалов, которые могут эффективно решать задачи в команде, ориентироваться в сложных проектах и адаптироваться к изменениям в реальном мире.
На собственном опыте мы отмечаем, что обучающие программы в игровом формате приносят более качественный результат. Геймифицированная концепция (например, когда ученик получает баллы за выполнение задания), соревновательный процесс, призы и игровые штрафы мотивируют студентов соблюдать сроки и повышать качество выполнения задач.
Геймификация делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Важно ориентироваться не только на теорию, но и на практику: студентов необходимо выпускать с готовыми проектами, которые они смогут использовать в портфолио. Также стоит обучать будущих специалистов взаимодействовать с коллегами, наставниками, четко выполнять технические задания и работать в условиях ограниченного времени — навыки, необходимые для успешной карьеры в IT.
Таким образом, обучение с элементами игры создаст уникальный подход, который не только делает образование более запоминающимся, но и значительно повысит качество подготовки IT-специалистов.
Что Вы думаете об этом?