Как достигать целей компании через изменение оргструктуры
Недостигнутые цели – страшный сон любого руководителя. Как организационная структура вашей компании поможет не подвергать рискам даже наполеоновские планы в развитии организации и всегда исполнять намеченное, порталу HR-tv.ruрассказала HR-специалист Елена Чернышова.
Кто виноват и что делать?
Этот материал для руководителейтех компаний, в которых есть место героям и всегда известен виноватый в провале бизнес-результата.
Герои и виновные – обычно это сотрудники, которые находятся в нижних слоях организационной атмосферы.
Читайте также: Плюсы и минусы различных организационных структур
Это им приходится задерживаться на работе, работать без выходных, совершать чудеса переговорной компании, предотвращать аварии, спасать людей, имущество и т.д.
Или не делать ничего, выходящего зарамки должностных обязанностей, для спасения ситуации.
И тогда случается недостижение запланированного в компании результата.
Результат, значимый для компании, проявляется в момент взаимодействия с клиентом компании. А создается всеми сотрудниками по цепочке процессов!
С клиентом взаимодействуют продавцы или сотрудники, выполняющие сервисные работы.
Достижение целей компании зачастую регулируется через KPI сотрудника!
Поэтому у проблемы невыполнения целей и недостижения результатов всегда найдется ФИО.
Откуда этот героизм
В России часто виноват «стрелочник», а культура героизма возведена в абсолют.
Для чего?
Так исторически управляется риск последствий бездарных управленческих решений, некомпетентности руководителей и слабой системы. «Система виновата быть не может», «незаменимых нет».
Истинные причины проблем
В российских компаниях слабо развита практика глубокого, осознанного и всестороннего анализа коренных причин невыполнения целей. Данные не собираются. Глобальные решения по отклонениям не принимаются.
Проблема «замалчивается». Работает генетическая память: инициатива устраняет инициатора.
Потому так опасно признавать проблему для управленческой системы в российском менталитете: недееспособность, страх потерять место и страх перемен.
ФИО проблеме назначено. Сотрудник уволен. Остальные награждены. Система прекрасна. Не повезло с сотрудником.
А как у них
Можно по-другому? Да.
Например, в Китае вся ответственность за результат лежит на высшем руководителе.При провале он увольняется или единственный из компании урезается в доходах.
Китайский иероглиф «Кризис» содержит понятие проблемы и возможности.Т.е. любой провал – это алмаз, ценнейшая информация для принятия лучших системных решений. На конструктивном анализе провалов в т.ч. строится инновационная культура.
Организационная структура компании – это элемент бизнес-системы, который определяется после принятия решения по другим элементам :
1. Наши продукты и услуги
2. Бизнес-модель
3. Цели
4. Процессы
5. Портфель проектов
6. Ключевые компетенции и функции
7. Оргструктура
Оргструктура – не цель, а средство достижения результата компанией.
Компания постоянно развивается в условиях изменений внешней среды. Для достижения целей высшее руководство должно регулярно и осознанно подтверждать актуальностьвышеобозначенного списка. Отбросив потребность в атрибутах подтверждения персональной значимостив виде количества подчиненных, покрытия функциональных областей и однажды принятых успешных управленческих решений.
Организационная структура выстраивается от процессов создания ценности компании.
Содержание процессов определяет необходимые компетенции, функциональные области и разделение ответственности.
Как понять, какие процессы вам нужны? Для начала можно посмотреть, что делают лидеры.
Можно взять отраслевые процессные модели лучших практик мировых компаний - APQC's Process Classification Framework® (PCF) . Компания не достигает запланированного результата из-за:
- отсутствия необходимого полноценного процесса (в т.ч. невыделения ресурсов);
- несовершенства процесса;
- потери его актуальности в новых условиях;
- снижения технологическойконкурентности;
- отсутствия компетентности руководителя о процессе;
- отсутствия понимания назревшихтрансформациий, которые «стучат в дверь».
Развитие компаний приводит к необходимости:
- добавления новых компетенций;
- удаления или изменения устаревших компетенций;
- дифференцирования функциональных областей и равномерного распределения управленческой и исполнительской нагрузки.
При этом важно сохранить коммуникационную подвижность, открытость, командность, и не свалиться в бюрократию.
Например, в молодых компаниях функцию создания концепции нового продукта (услуги) часто выполняет владелец компании или руководство продаж. С ростом компании должна выделяться отдельная функция (подразделение) NPD/R&D.
Техническую часть разработки часто выполняют наиболее креативные сотрудники производства, которые с т.з. ответственности за ключевой результат, также должны относиться к подразделению NPD/R&D.
Очень часто в компаниях важные функции не формализованы, но выполняются сотрудниками «по интересам», без выделения отдельного организационного ресурса.
Такие ситуации вредны тем, что отсутствие формальной ответственности за ключевой результат и выполнение функции в качестве факультативной нагрузки чреваты вмешательством большого количества сотрудников в принятие важного решения и отсутствием результата. Человекочасы потрачены, «копья поломаны», результата нет, продуктивность-ноль.
Другой пример. Лидеры рынка поддерживают высокий темп постоянных изменений (процессных, автоматизации, продуктовых, технологических, организационных). Изменения в компании – это огромная работа, успех которой напрямую связан с изменениями в головах сотрудников.
Читайте также: Устойчивый рост компании: основные условия
Руководство компаний осознает, что на такую работу нужно выделять отдельный ресурс. В результате появляется функция–управление изменениями и должность – менеджер по управлению изенениями. С набором компетенций и программами обучения changemanagement.
Другими словами, сначала процессы, определяющие бизнес-потребность в ресурсах. Потом ключевые компетенции, выделение ресурсов, полномочий и ответственности, выраженные в организационной структуре.
Уменьшение потребности компании в героях – прямой путь к повышению производительности труда и достижению целей компании.
Успехов! Процессного системного подхода в построении организационных структур.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?