Как уйти от деструктива к эффективной системе коммуникаций

Почему не получится выстроить эффективные коммуникации с подходом "Нужен агрессивный менеджер", как организовать общение, если "Надежда Константиновна не в духе", и как справляться с сотней писем, где вас поставили в копию "для устрашения", порталу HR-tv.ru рассказала Юлия Мещерякова , руководитель отдела персонала (Supply Chain& Regions) FM logistic.

компьютер, телефон, связи, контакт, почта, коммуникации, обратная связь, эффективные коммуникации, система эффективных коммуникаций, эффективная система коммуникаций, куча писем что делать, переговоры, успешные переговоры, Юлия Мещерякова, Supply Chain& Regions, M logistic, деловая переписка, как отвечать на письма, когда отвечать на письма, совещание, собрание, писать или звонить

- Юлия, какая необходимость толкает компанию поработать над эффективной системой коммуникаций? Какие барьеры необходимо преодолевать?

- Необходимость в виде коммуникационных препятствий, мешающих выполнению задач качественно и в срок. Барьеры можно разделить на 2 вида: организационные (отсутствие имплементированной культуры коммуникаций, правил проведения совещаний, работы с почтой и пр.)

В такой ситуации сотрудникам не на что опираться и они действуют исходя из собственного прошлого опыта , представлений о норме и стратегий поведения. Второй барьер – психологический, мы к нему еще вернемся.

Читайте также: 3 идеи для эффективной внутрикорпоративной коммуникации

- Как выстроить сам процесс – от постановки целей до измерения результатов? На что важно обратить внимание?

- На подбор персонала и культивирование здоровых, конструктивных стратегий поведения в первую очередь и во вторую – на построение процесса коммуникаций с определенными правилами и процедурами.

Вы можете выстроить идеальную систему взаимодействия, но не забывайте, что ее участники – люди. А люди не всегда действуют конструктивно, часто руководствуются деструктивными мотивами и вторичными выгодами не от выполненных быстро и качественно задач, а от затянутых и нерешенных вопросов и не самых эффективных коммуникаций, повышая таким образом свою значимость или отнимая неосознанно энергию у другого человека или просто в силу пассивного обструкционизма как свойства личности (я не буду останавливаться на этом подробно, это другая область знаний).

Но, согласитесь, готовясь к переговорам, большинство людей руководствуется в первую очередь не категориями из учебника по управлению персоналом ("Василий Петрович – человек с внешней референцией, поэтому нужно точно определить его референтную группу и отсылать к ней"), а скорее категориями "Василий Петрович – легкий человек, мы сумеем найти точки соприкосновения, а вот если Надежда Константиновна будет не в духе, скорее всего, все опять увязнет и сорвется".

Всем новичкам в период адаптации, как правило, дают информацию о том, с кем из подразделений сложнее всего общаться. О взаимодействии с деструктивными людьми на работе, которые пренебрегают вниманием к своему психологическому здоровью и несут личные проблемы на производство, есть специальная литература.

Минимизируйте прием подобных сотрудников . Не провоцируйте прием подобных сотрудников неправильно составленными объявлениями о найме, не давайте ненужных сигналов (Пример из жизни: "Нужен агрессивный менеджер по продажам" – я понимаю, что автор имел в виду целеустремленного, не пасующего перед трудностями, но вот так и пишите, не нужно закладывать в объявление о рекрутменте изначально деструктивные посылы).

Далее – крайне желательно разобраться, с кем вы имеете дело, с какими личностными особенностями, с каким типом, с каким негативным сценарием, с какими вторичными выгодами, искать подход, а не уповать на свод правил и процедур коммуникации. Обратитесь за профессиональной консультацией в HR-службу перед важной встречей или испытывая коммуникационные сложности.

При этом оформленная система коммуникаций и матрица взаимодействия по всем ключевым процессам должна быть, чтобы сотруднику было на что ориентироваться, а не надеяться только на собственные навыки переговоров. Создайте лаконичную процедуру, гайд по всем видам коммуникаций, установите сроки ответов на запросы и пр.

Обязательно внесите сюда правила работы с электронной почтой, перегруженность письмами – это серьезный пожиратель времени, и когда количество писем в день переходит за 100-150 в день, с данным источником уже нужно работать. Согласитесь, не вся корреспонденция в ваш адрес направлена "по назначению", но игнорировать письмо нельзя.

Есть два неконструктивных момента: Первый.  Бездумная постановка в копию всех и вся, а руководства – часто "для устрашения". Это предмет многих корпоративных шуток и баек. Ставьте в копию только тех людей, кто имеет прямое отношение к вопросу, старайтесь решать вопрос на собственном уровне. Конструктивная необходимость в эскалации возникает, когда вам не хватает административного ресурса или полномочий (например, вы не имеете права принять решение по 10-миллионному бюджету), а не тогда, когда хотите напугать или "ускорить" коллегу фамилией его босса в копии письма.

Второй. Пересылка переписки с просьбой поучаствовать в принятии решения без описания ситуации и вариантов решений. Пример: ситуация длилась 2 недели, количество писем перешло за 20, вы понимаете, что нужно эскалировать и отправляете все руководителю или эксперту, третьему лицу. Что он должен сделать? Прочитать всю "историю", понять, кто прав, а кто виноват и предложить решение? Сколько это займет времени? Вывод: хотите скорейшего результата – присылайте краткое описание проблемы , возможные варианты решений и фрагменты прошлой переписки, отражающие какие-то факты, цифры и пр., а не демонстрацию, как был не прав Вася.

Читайте также: Бизнес-пираньи: как эффективнее коммуницировать внутри компании?

- Какие эффективные инструменты коммуницирования вы можете назвать? Изжили ли себя собрания и совещания?

- Нет, не изжили. Но только если совещание – это приведение к одному знаменателю статуса всех важных текущих задач и проектов отдельно взятой бизнес-единицы,  а не повод дать друг другу неконструктивную обратную связь публично . Это хороший инструмент для поиска коллективных решений и для того, чтобы все участники процесса складывали в голове "цепочку" производства продукта или услуги и принципы взаимодействия смежных подразделений. Очень полезно знать, как работает кросс-функциональная команда.

Нужно структурировать совещание, вводить четкий регламент и набор тем, обсуждаемых на совещании и отделять от него мелкие, незначительные вопросы, чтобы не утонуть в деталях.

Пример: на совещании обсуждаем план работы на квартал, подготовку к аудиту по стандартам качества, запуск нового региона, крупный проект и прочее.

Эффективные инструменты коммуницирования – это те, которые дают результат. Знаете, что такому-то отделу лучше писать, а если позвонить, все равно попросят написать запрос – пишите сразу , оговаривая возможный срок рассмотрения вашего вопроса.

Читайте также: Как без изнурительных совещаний получить десятки свежих идей

- Как вы относитесь к внутренним правилам типа "если сотрудник не отвечает на звонок в течение 20 минут, его увольняют"?

- Мне жаль, если где-то применяется такое категоричное правило, без учета специфики деятельности. Сотрудник может быть на встрече, что будет отражено в его календаре, и, согласитесь, не все звонки носят конструктивный характер и делаются "по адресу", звонок тоже может быть частью неэффективной коммуникации. Но я понимаю, почему возник такой вопрос.

Есть другая крайность, с которой я сталкивалась в собственной управленческой практике: сотрудник не дает статус по текущим задачам, не отвечает на письма, пока не будет конечного желаемого результата (и, по его убеждению, ему нечего пока сказать). В итоге всех участников посещает мысль, что на том конце провода проблема с исполнительской дисциплиной. Правила должны быть, но гибкие. Давать промежуточный статус по задачам с установкой сроков, если не ответил на звонок – перезванивать и пр.

- Как руководителю отслеживать, эффективно ли общаются сотрудники – какие есть способы это проконтролировать?

- По степени эффективности работы и выполнения KPI. Не вижу смысла отслеживать эффективность коммуникаций только ради построения коммуникаций . Эффективность – это соотношение затрат и результата. У сотрудников 8 встреч на неделе, 5 кросс-функциональных совещаний, а проект не двинулся с места? Берите в свои руки модерацию и целеполагание подобных встреч.

Контроль бывает промежуточный, по результату и при постановке задачи. Учитывайте степень зрелости своего сотрудника, больше автономии в работе – меньше контроль.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR
Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.