Долгие продажи: как b2b-бизнес преодолевает парадокс стеклянного потолка
Продажи в сегменте business-to-business нередко сталкиваются с определенными препятствиями. Тут и достаточно трудоемкие клиентские отношения и долгий цикл принятия решений.
Как их решать оптимальным образом разберем с Ольгой Чижевской, директором компании «Подиатр», исполнительным директором Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии». А заодно обсудим тот факт, что «слабые стороны» не только преодолимы, но и могут стать источником конкурентных преимуществ.
Хорошее понимание клиентов
В b2b-сфере высокий профессионализм клиентов не редкость. Они сами хорошо знают свои «боли» и четко формулируют потребности. Настоящим профессионалам предстоит доказать реальную ценность вашего продукта.
В нашем случае мы эксклюзивно представляем в России медицинскую систему, технологию и помогаем врачам освоить эту методику и повышаем их компетенцию. И это особенно важно, поскольку в регионах каждая клиника сегодня сталкивается с нехваткой кадров. То есть, в данном случае, хорошо работает так называемая «благая миссия» бизнеса: быть партнерами в важном деле, направленном на повышение качества жизни - идеальный суперклей в бизнесе.
![](/media/images/accountant-by-workplace.2e16d0ba.fill-900x505.jpg)
Работа вдолгую
Так называемое «прощупывание» аудитории в b2b-сегменте идет в ином ключе, нежели в работе с конечным потребителем. Необходимо сосредотачиваться на долгосрочных партнерствах, а не на одноразовых сделках. Создание прочных и доверительных отношений с клиентами дорогого стоит. Так, например, рынок медицинских услуг – это в принципе не про эмоциональные покупки. А если речь идет о сотрудничестве с врачами и клиниками – тем более.
Конкретно в нашем бизнесе бесконечно расширять воронку продаж просто не получится. Значит, мы будем уделять время тому, чтобы пристальнее сосредоточиться на том, что уже имеем. У нас есть некое Х-число потенциальных клиентов, оно обновляется год от года, но не растет взрывным образом. Поэтому ценность представляет каждый клиент (и новый, и старый) и к каждому наши специалисты прорабатывают индивидуальный подход.
Стратегическая клиентская ориентированность в этом деле играет первую скрипку. То есть задача не только угадать, но предугадать потребности. И так происходило не раз. В частности, когда, ориентируясь на то, что специалистам нужен эффективный инструмент для быстрой визуальной диагностики и анализа состояния опорно-двигательного аппарата, мы произвели новый подоскоп, необходимый в кабинетах ортопедов.
Также, работая на стыке бизнеса и инноваций, мы познакомили российских врачей с изобретением одного известного новозеландского доктора-отртопеда.
Таким образом, стратегия - стоять на пути «исполнения желаний» сообщества, с которым вы работаете, развивая бизнес с акцентом на клиентские потребности - выигрышная.
Эффективное управление циклом принятия решений
Процесс принятия решений в b2b-сегменте может занять значительное время. Это известный факт. Для минимизации этой сложности важно самим создавать профессиональную среду, быть ее частью.
В нашем случае это выглядит так: мы на постоянной основе проводим обучающие сессии и работаем над дополнительными формами сотрудничества. Собрав значимый объем экспертной информации, в 2013 году приняли решение издавать профильный, научно-практический журнал. Также уже более десяти лет назад начали проводить образовательные семинары для врачей, обеспечивая профессиональные встречи и обмен опытом, что повышает компетенцию специалистов.
А во время пандемии было организовано онлайн-обучение, позволившее врачам не отказываться от возможности повысить квалификацию.
Возможности для профессионального нетворкинга несут пользу всем участникам мероприятий.
![](/media/images/close-up-people-working-office.2e16d0ba.fill-900x505.jpg)
Контроль на линии
Можно идеально выстроить процесс, но плохая работа сотрудника отдела продаж испортит все долгосрочные наработки. Доверительный диалог с клиентом и выстраивание долгосрочного сотрудничества - длительный путь. А потерять лояльность клиента можно достаточно быстро. Вот почему необходимо постоянно контролировать «удовлетворенность» давних клиентов и партнеров.
В b2b-сфере сложно переоценить важность обучения и адаптации sales-специалистов. В нашем случае хорошо работает отлаженная практика наставничества и предварительное типирование сотрудников при найме по методу Майерс–Бриггс.
Также в компании идет автоматизированный «неусыпный» контроль за работой с клиентами через хорошо настроенную кастомизированную CRM-систему, которая позволяет руководителю отдела и лидеру бизнеса лично контролировать ситуацию, избегать формирования «кладбища сделок» и в целом повышать эффективность работы.
И еще один момент, на котором хочется сделать акцент. Вне всякого сомнения, в продажах важны отлаженные алгоритмы и скрипты. Однако в b2b-сфере необходима определенная гибкость, позволяющая действовать в нестандартных ситуациях. С учетом ограниченного числа потенциальных клиентов – это особенно важно.
Долгосрочный план развития
В b2b-бизнесе, где каждый шаг имеет весомые последствия, долгосрочное планирование - неотъемлемая часть успешной стратегии. Определяя выгоды для клиента, можно выстроить то самое сотрудничество «в долгую».
Мы уже сегодня думаем, что завтра станет насущной потребностью наших клиентов. В качестве успешного кейса можно привести пример с обучением врачей клиник, которое стало началом сетевого взаимодействие и партнерства.
Участвуя в создании особой экосистемы, позволяющей всем участникам улучшить доступ к новым возможностям, вы открываете пути развития и для своего бизнеса.
Что Вы думаете об этом?