Digital-интенсив «Прокачка» от «Пятёрочки» для директоров магазинов-партнёров

Проект «Прокачка» - это геймифицированный онлайн-интенсив для усиления ключевых компетенций директоров магазинов-партнеров «Пятёрочки» по всей России. Обучение сделано в удобном и не затратном по времени формате: с помощью закрытого чат-бота в Telegram. В 9 модулях интенсива содержатся задания в самых разных форматах - теория, тесты, квизы, открытые формы, обучающие карточки, документы и видео.

Проект участвует в бизнес-премии WOW!HR2024 и претендует на победу в номинации PLAY HARD.

Суть проекта

Digital-интенсив «Прокачка» задумывался как способ повышения компетенций в сфере финансов, управления командой, аналитики магазина конкурентов для директоров магазинов-партнёров «Пятёрочки». По всей России в компании работают 5 663 сотрудника на такой должности.

Инструменты геймифицированного интенсива реализованы в формате мини-приложения в чат-боте в Telegram. Там участники отслеживают программу курса, могут возвращаться к изученным материалам, а еще следить за свои прогрессом, заработанными баллами и приобретать бонусы в «Магазине привилегий».

Проект показал свою эффективность для бизнеса - каждая 1 000 рублей, инвестированная в проект, принесла 17 000 рублей. Это стало стимулом к масштабированию: теперь доступ к интенсиву получат все директора магазинов-партнёры в «Пятёрочке» для возможности асинхронно пройти обучение и в любой момент освежить знания.

Задачи проекта

Для запуска проекта «Прокачка» существовало несколько предпосылок:

  • потребность усилить ключевые компетенции сотрудников в должности «директор магазина-партнёр»,
  • создать образовательный инструмент, который будет удобен и эффективен,
  • увеличить вовлеченность и мотивацию директоров магазинов-партнёров,
  • получить прибыль от инвестиций в сотрудников.

Аудитория проекта рассчитана на несколько типов директоров: те, кто хочет роста и заинтересован в прохождении курса; те, кто недавно в проекте и с запросом на обучение и более глубокую адаптацию в должности; директора с невысокими показателями, которых компания хочет поддержать в развитии.

Основной целью «Прокачки» стало развитие soft и hard-skills сотрудников в должности «директор магазина-партнёр» так, чтобы это способствовало росту прибыли магазинов.

На пути к цели было поставлено несколько задач:

  • замотивировать 200 директоров магазинов-партнёров на прохождение обучения,
  • отработать навыки и компетенции директоров, которые влияют на их эффективность и прибыль магазинов,
  • вовлечь директоров в обучение через геймификацию и бонусы.

Реализация проекта

Проект реализовывался в июне - сентябре 2023 года.

Для начала было необходимо отобрать участников.

До старта проекта был сформирован список неэффективных и малоэффективных директоров по финансовым показателям. Затем на всех них была направлена коммуникация с анонсом проекта и возможностью подать заявку. Рассматривая заявку, «Пятёрочка» оценивала не только мотивацию сотрудника, но и запрос – то, чего не хватает сотруднику для того, чтобы показывать положительные финансовые результаты.

Первоначально компания хотела привлечь только 100 сотрудников, однако, рассматривая заявки, проект был расширен до 200 человек.

При реализации проекта использованы несколько методических решений:

  • 9 образовательных модулей по основным компетенциям директоров,
  • выход заданий 3 раза в неделю, прохождение каждого - не более 30 минут,
  • вводная встреча-знакомство, которая помогла погрузить в курс и замотивировать участников,
  • входящая и завершающая диагностика, постановка цели на курс и задания в разных форматах (теория, тесты, квизы, открытые формы, обучающие карточки, файлы и видео),
  • кураторы курса – топ-менеджеры, которые мотивировали участников и отвечали на вопросы по выделенной почте.

Для интенсива были разработаны также технические решения и методы мотивации участников:

  • мини-приложение внутри чат-бота, в котором можно отслеживать программу курса и возвращаться к изученным материалам,
  • раздел «Мой прогресс», в котором участники видят выполненные и пропущенные задания, заработанные баллы, полученные игровые «достижения» и дополнительные активности,
  • раздел «Магазин привилегий», в котором участники могут приобрести нематериальные бонусы (встречу с топ-менеджментом, публикации в социальных сетях и корпоративном портале, благодарность от топ-менеджмента для себя или коллег, «бейджик» в личном кабинете корпоративного приложения «Моя работа»),
  • встречи с коллегами в формате «рэндом кофе», чтобы обсудить курс и актуальные вопросы, поделиться опытом.

Важной отличительной чертой проекта является применение концепции геймификации. Участники, проходя интенсив, получают баллы за каждое целевое действие на курсе: за выполненное задание, за правильный ответ на вопрос теста, за встречу с коллегой в Random Coffee.

Баллы отражают прогресс участника на курсе и для него самого, и для организаторов. Участник может сравнить свой прогресс (набранные баллы) с их общим количеством, сравнить свои результаты с оптимальным прохождением курса: так работает мотивация достижения.

Например, участник видит, что на третьей неделе он пока получил 8 баллов из 10 возможных, а значит может получить еще 2, если вовремя выполнит последнее задание. Он также может сравнить свой прогресс с прогрессом других участников: будет работать мотивация соревнования. Так, желание не отстать от коллег или обогнать их - дополнительный стимул сходить на Random Coffee.

Все полученные баллы конвертируются во внутреннюю валюту, за которые директор получает ценные нематериальные подарки в «Магазине привилегий». Процесс геймификации позволяет не только отслеживать прогресс, но и вести к реальным поощрениям.

Архитектура проекта должна была учитывать два инсайта:

  1. Формат, который позволит совмещать обучение с рабочим процессом. Уроки должны проходить интересно и быстро.
  2. Самая трудная часть обучения чему-то новому — это оставаться мотивированным.

Поэтому в геймифицированном digital-интенсиве «Прокачка» мы реализованы 6 принципов:

Продвижение короткими шагами

Курс в «Прокачке» разбит на тематические блоки, каждый из блоков содержит от 3 до 5 навыков. Ежедневно «Прокачка» предлагает проходить от 1 до 5 уроков, то есть читать и решать 3-5 небольших заданий, затрачивая от 30 секунд до 5 минут на каждое.

Такие небольшие порции снижают количество ошибок и требуют меньше усилий, чем традиционное обучение.

Простые задания

Порции материала не только короткие, но и простые. Это уменьшает количество ошибок, особенно тех, которые ученик может запомнить. К тому же малое количество ошибок стимулирует ученика проходить курс дальше (положительное подкрепление).

Открытые вопросы

«Прокачка» использует открытые вопросы в заданиях, то есть те, на которые директор вводит ответ самостоятельно, а не выбирает из списка предложенных ответов. Таких заданий 90% - в них предлагается ввести текст с клавиатуры. Лишь небольшая часть заданий — это закрытые вопросы с вариантами ответов, где можно механически нажать кнопки на экране.

Немедленное подтверждение правильности ответа

Проверка заданий происходит автоматически, директор сразу видит, правильно он ответил или нет. Даже если ученик сделал ошибку, приложение разрешает перейти к следующему заданию.

О заданиях с ошибками бот напоминает чуть позже, предлагая ещё раз изучить материал.

Индивидуальный темп обучения

В «Прокачке» ученика никто не торопит. Он сам выбирает, когда и в какое время он будет быстро будет учиться. Но за прохождение уроков вовремя начисляются баллы, которые можно потратить в «Магазине привилегий».

Это одна из механик мотивации. Баллы не влияют на процесс обучения, но возможность получения дополнительных наград усиливает желание учиться.

Практика

Любое задание можно сразу же применить на практике прямо здесь и сейчас. Изучили блок «Квартальное планирование РТО» показателей – открыли отчёт о прибыли и убытках, сразу же проанализировали свои показатели и запланировали мероприятия.

Результаты проекта

Итоги проекта оценивались по нескольким критериям:

Эффективность

113 участников проекта перевыполнили план по выручке в августе. До проекта (в мае) с перевыполнением плана по выручке справились только 88 человек. По результатам проекта прирост 28%.

45 из 68 участников проекта, которые не справились с планом по выручке в мае, улучшили показатели. По результатам проекта прирост составил 66%.

Доля эффективных директоров увеличилась на 21%.

Фактическая выручка (%)

Процент превышения фактической выручки по сравнению с целевой до проекта – 0,75%, в августе этот показатель – 4,53%. По результатам проекта прирост фактической прибыли по сравнению с целевыми показателями составил 3,78%.

Фактическая выручка (в рублях)

Каждая 1 000 рублей инвестированная в проект, принесла 17 000 рублей.

Сейчас проект готовится к масштабированию на более чем 5 000 директоров магазина-партнёров. Цель – увеличение фактической выручки «Пятёрочки».

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.