Через голову: почему подчиненные в обход вас идут к генеральному
Вы не поняли этот сигнал, а мы вам его сейчас расшифруем. Ведь если вовремя не среагировать, вашу позицию вряд ли можно будет назвать устойчивой. Как верно прочитать ситуацию и что с этим делать, порталу HR-tv.ru рассказал Альберт Мицевич , руководитель отдела по работе с персоналом МФК «Честное слово».
О чем говорит то, что подчиненные обращаются не к непосредственному начальнику, а идут выше
Непосредственный руководитель – это тот сотрудник организации, с которым больше всего общаются подчиненные. В идеале он должен помогать и поддерживать сотрудников в 99% случаев, связанных со служебными вопросами.
Непосредственный руководитель должен отслеживать атмосферу и ее изменение внутри коллектива, анализировать, в чем причины неэффективной работы того или иного сотрудника.
Читайте также: 4 действия руководителя, которые восхищают подчиненных
Если подчиненные не обращаются с рабочими или личными вопросами, которые косвенно влияют на работу, то причин тому может быть несколько:
1. Не видят в руководителе профессионала. В этом случае менеджеру стоит задуматься о своем профессиональном имидже, стараться больше погружаться в текущую работу коллег, давать дельные профессиональные советы.
2. Руководитель излишне строг в вопросах дисциплины: например, он редко отпускает с работы сотрудника, которому надо решить личные вопросы.
На самом деле, такие случаи должны иметь место, ведь работа занимает почти все время в течение рабочей недели, и зачастую какие-то дела нет возможности сделать после работы или в выходные. Руководителю важно это понимать, но при этом не давать садиться «на шею».
3. Большинство инициатив рядового сотрудника, связанных с работой, не находят положительного отклика у непосредственного руководителя : начальник может опасаться слишком деятельных сотрудников, считая их «выскочками, которые метят на его место». Часто этим грешат не уверенные в своих профессиональных качествах менеджеры, и на это стоит обратить внимание уже вышестоящему руководителю. Либо менеджер из-за большой загрузки просто не успевает рассмотреть предложения от сотрудников: это распространенная проблема, связанная с плохим тайм-менеджментом и коммуникациями.
Также эта ситуация характерна для случаев, когда непосредственный руководитель авторитарен, и только он знает, как сделать работу правильно, что тоже иногда может быть связано с неуверенностью в себе.
Как руководителю можно скорректировать свое обращение с подчиненными
Прежде всего, я бы посоветовал больше прислушиваться к профессиональному мнению своих сотрудников: вы брали их на работу не за красивые глаза, а за их опыт, ум, идеи. Также стоит больше общаться с коллективом в неформальной обстановке: проводить совместные обеды, пить кофе, ходить в кафе или на квесты.
На работе мы проводим большую часть времени, поэтому часто коллеги становятся второй семьей. А руководитель как «глава фамилии» должен уметь организовать досуг. Такой неформальный подход помогает налаживать эффективные коммуникации внутри коллектива.
Хороший руководитель на собственном профессиональном примере показывает, как можно сделать работу эффективной, а не просто сваливает ее на подчиненных. Нужно быть лидером команды, а не просто «водить руками». Для этого нужно постоянно заниматься саморазвитием и прилагать усилия для развития своих подчиненных.
Кроме того, необходимо заранее понимать, кто из сотрудников недостаточно мотивирован, кому не хватает признания его заслуг, кому можно поручить новый проект, т.к. он «засиделся» на своем функционале и демотивирован. Надо постоянно держать руку на пульсе своей команды.
Как реагировать на прыжки через голову
В первую очередь, стоит поговорить с сотрудником, который не соблюдает субординацию, выяснить причины его поступков. Также обсудить проблему с вышестоящим боссом, чтобы услышать все точки зрения. Если у работника есть трудности в коммуникациях с непосредственным руководителем, нужно постараться помочь. Договориться с подчиненным о том, что он не будет обращаться через голову, но при этом его непосредственный начальник должен внимательно следить за построением отношений в коллективе и своим профессиональным имиджем, быть лидером.
Читайте также: Как развить качества лидера у свежеиспеченного начальника
Случаются, что сотрудник «прыжком через голову» пытается «презентовать себя» в качестве потенциального руководителя, стать неформальным лидером. Такое часто бывает при приходе нового шефа в устоявшийся коллектив, где уже есть «серый кардинал».
В такой ситуации новый начальник либо профессионально «ставит» себя в новом коллективе и доказывает, что он - лидер, либо расстается с таким амбициозным сотрудником, т.к. эффективной работы и здоровой атмосферы в коллективе уже не будет.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?