Босс будущего: какие компетенции будут актуальны следующие 5 лет
В нашем мире стремительно меняется все: подход к работе, сама работа, требования к сотрудникам и руководителям. Всех волнует, каким должен быть современный руководитель: какими навыками и компетенциями обладать, как правильно выстраивать работу в организации.
Кто он, руководитель настоящего, и к чему надо стремиться, чтобы стать руководителем будущего, рассказывает Вера Бояркова , директор по персоналу «Леруа Мерлен Россия».
Читайте также: 10 качеств успешного руководителя
Экспертиза
Сегодня мы в России и в мире наблюдаем глобальную тенденцию : зоны ответственности руководителя не укрупняются, а, наоборот, уменьшаются. Раньше руководители высокого уровня были дженералистами — профессиональными управленцами, администраторами широкого профиля. Сейчас же на всех уровнях и на топ-должностях чрезвычайно ценится экспертиза. При этом стоит учитывать повсеместную диджитализацию. Например, если мы говорим про руководителя в области маркетинга, то он должен досконально знать диджитал, SMM, PR. Если это продажи — быть экспертом в омниканальной продаже с уклоном в интернет-бизнес. В итоге передовые компании обучают топ-менеджеров, экзаменуют их и делают выводы на основе результатов.
Профессиональные навыки
Основные навыки, которые требуются от современного руководителя,— это лидерство, умение быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства и принимать стратегические решения. Также нужны гибкость, глобальное видение, умение развивать людей, технологичность и диджитальность, безусловно, эмпатия и понимание того, как ведет себя клиент.
Руководители должны фокусироваться на стратегии, но при этом давать больше автономии своей команде менеджеров, чтобы каждый проявлял инициативу и предлагал методы для реализации этой стратегии. Теперь не совет директоров или акционеров диктует правила, сегодня это делает клиент.
Поэтому огромное значение имеет видение customer journey, понимание клиентов и фокус на результате. Обязательно умение задавать вопросы и вникать в суть любой проблемы, также важны аналитические навыки. В наши дни любой сотрудник должен обладать навыками аналитического анализа, тем более руководитель,— он обязательно должен быть аналитиком. Роль руководителя сегодня — фокусироваться не на процессе, а на результате и на стратегии .
Это все доступно людям, которые постоянно учатся и совершенствуются, не останавливаясь на достигнутом. Поэтому постоянная учеба — Lifelong Learning — уже входит в обязательные требования как к обыкновенным сотрудникам, так и к руководителям всех уровней.
Софты
Современный руководитель должен обладать целым набором новых soft skills, которые показывают его профессионализм. Это умение быть мобильным, быть аджайл (от англ. agile — проворный, гибкий), уметь учиться, стремиться к новому, управлять командой, ориентируясь на происходящее в мире, знать и практиковать современный менеджмент. Руководитель должен развивать внутреннее предпринимательство в любых командах.
Новый подход к сотрудникам
Подход top-down уходит, его место уверенно занимает внутреннее предпринимательство. Этому способствуют такие глобальные тенденции, как удаленная работа, диджитализация, развитие технологий и полная фокусировка на клиенте.
В настоящее время многие функции, которые раньше выполнял руководитель, способен делать искусственный интеллект. Например, подбирать, оценивать, адаптировать и обучать персонал, вести учет эффективности сотрудников. ИИ может контролировать большую часть работы не только сотрудников, но и всей компании. Безусловно, без человеческого участия даже самые умные машины работать не могут, но именно поэтому на руководителя ложатся новые обязанности.
Роль руководителя отныне в большей степени будет заключаться в том, чтобы развивать личностные качества, креатив, а не просто фокусироваться на контроле и производительности. Какими бы уникальными ни были машины, компании понимают, что основной, самый ценный ресурс — это профессионалы. Ключевая задача, которая сегодня встает перед каждым руководителем,— выстроить особую корпоративную культуру, которая позволит каждому человеку полноценно раскрываться, развиваться и работать на благо компании.
Учиться, учиться, учиться
К счастью, сегодня обучение и саморазвитие возможно даже в том случае, если внутри организации нет дополнительных обучающих проектов. Любой руководитель или тот, кто планирует им стать в ближайшее время, может прокачать свои навыки, компетенции и научиться чему-то новому . Более того, такое стремление будет замечаться, одобряться и, безусловно, повлияет на будущую карьеру.
Смотрите также: Видеосеминары "Эффективный руководитель современной организации"
Сегодня в интернете можно найти большое количество платных и бесплатных онлайн-курсов. Можно смело рекомендовать все, что связано с маркетингом и диджиталом. Генеральные директора и топ-менеджеры в наше время должны стать маркетологами и научиться понимать, как действует клиент. Я бы порекомендовала пройти курс, как определять, как оценивать поведение клиента, какие пути customer journey важно анализировать, как это происходит, какие компетенции маркетинговые и диджитальные важно иметь, чтобы правильно построить бизнес.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?