Академия аналитиков Авито: вклад в развитие команды и поддержка репутации HR-бренда

Академия аналитиков Авито — программа и среда обучения, позволяющие за 13 месяцев подготовить аналитиков данных и инженеров Data Science уровня Junior — специалистов, готовых решать практические задачи. За время учебы студенты получают hard skills необходимого уровня, опыт их практического применения для решения бизнес-задач, опыт взаимодействия с аналитическим комьюнити, представление об актуальных задачах в ИТ и устройстве индустрии работы с данными в целом.

Проект Авито претендует на победу в номинации Be Cool бизнес-премии WOW!HR 2023.

Проект «Академия аналитиков Авито» представляет руководитель проекта Ильяна Ааман.

Предпосылки создания проекта

К созданию собственного образовательного проекта по подготовке аналитиков данных подтолкнула совокупность следующих факторов:

● высокие требования, предъявляемые Авито к компетенциям аналитиков данных и DS-инженеров при найме таких специалистов;

● дефицит аналитиков данных и DS-инженеров требуемого уровня на рынке;

● невысокая популярность Авито как работодателя в аналитическом комьюнити, низкая информированность о задачах и уровне команд аналитики;

● хорошо известная проблема нехватки прикладных знаний и понимания потребностей бизнеса у выпускников профильных вузов;

● готовность и желание масштабировать собственный накопленный опыт Авито в подготовке и развитии аналитиков данных;

● поддержка команды — готовность аналитиков и инженеров Авито участвовать в этом проекте.

Подготовка проекта

При подготовке проекта мы не пытались скопировать какой-либо из существующих образовательных проектов. Мы сфокусировались на потребностях Авито и решении проблемы нехватки прикладных знаний у молодых специалистов.

При создании программ обучения, системы менторства и поддержки студентов команда проекта:

  1. учитывала уровень выпускников профильных вузов при создании экзаменационных заданий на входе;
  2. ориентировалась на требования Авито к кандидатам при найме аналитиков данных, определяя цели каждого курса программы;
  3. акцентировала внимание на том, чтобы создать программу, которая давала бы прикладные знания, была основана на постоянном применении полученных знаний на практике, включала постоянную коммуникацию с командой Авито и унаследовала бы принятые в Авито принципы наставничества;
  4. бережно и точно рассчитывала учебную нагрузку на студентов, принимая во внимание их занятость в основном обучении и длительность программы (обучение в ААА занимает 20-25 часов в неделю, включая посещение занятий).

Команда и управление проектом

Проект появился, был реализован и продолжает развиваться внутри Департамента аналитики Авито. Идейным вдохновителем создания Академии стала Дина Симкина — экс-директор аналитики Авито.

Особенности проектного управления

Управление Академией аналитиков Авито — это полностью экстремальное проектное управление на старте и частично сейчас, в процессе развития.

Такой способ управления был выбран как самый эффективный, так как:

● характер проекта — внутренний стартап;

● неудача недопустима;

● проект комплексный (портфель проектов);

● задачи проектов — с высокой степенью неопределенности по срокам выполнения и трудозатратам;

● в проекте участвует множество взаимодействующих команд и опытных экспертов, занятых в других проектах;

● достаточная зрелость и адаптивность команд Авито.

Проектная команда на старте

На старте команда проекта была представлена Senior (Ильяна Ааман) и Junior (Валерия Кравцова) проджект-менеджерами.

Академия как комплекс проектов и проектная команда сейчас

Сегодня Академия представляет собой комплекс горизонтальных и вертикальных портфелей проектов, распределенных между:
- Lead-проджект-менеджером — Ильяной Ааман;
- двумя Senior-проджект-менеджерами — Валерией Кравцовой и Анной Ивановой.

Грейды проджектов Академии довольно детально описаны, несмотря на фактическое отсутствие Middle- и Junior-проджектов.

Это важно при распределении проектных задач, так как основное отличие грейдов — уровень ответственности:

- Junior управляет задачами,

- Middle — проектами,
- Senior — портфелями,
- Lead — Академией в целом.

Вертикальные (отдельные треки обучения) и горизонтальные (набор, менторская поддержка) портфели проектов лидируют Senior-проджекты. При этом каждый из проджект-менеджеров, включая Lead, участвует в проектах из портфелей коллег в роли Middle- и даже Junior-проджекта.

Это обусловлено сезонностью некоторых проектов и позволяет гибко перераспределять ресурсы проджектов.

В вертикальных портфелях, являющихся учебными треками (подготовка аналитиков данных и DS-инженеров), проджект делит лидерскую функцию с методическим руководителем трека — в той части, где требуется экспертиза.

Методический руководитель трека подготовки аналитиков данных — Senior-аналитик, преподаватель и автор курса «Эконометрика» Тимур Зекох.

Методический руководитель трека подготовки DS-инженеров — Lead команды DS, автор и преподаватель курса ML Глеб Баянов.

Динамическая команда Академии

Авторы, преподаватели и менторы — динамическая команда Академии — специалисты Авито: аналитики, инженеры-разработчики, DS-инженеры.

Внутри Академии эти специалисты составляют команды отдельных курсов (предметов), взаимодействующих между собой в рамках одного или нескольких треков обучения.

Участие в Академии — это еще одна работа для наших экспертов. Многие из них не взаимодействуют друг с другом в рамках основной работы (вне Академии).

Методическая поддержка

Методическая поддержка проекта размещена на аутсорсе — команда из трех методистов, помогающих в создании учебных программ и материалов, а также при подготовке преподавателей.

Поддержка операционной деятельности

Часть операционной деятельности выполняется одним из ассистентов команды Авито. Это позволяет освободить ресурсы проджектов и одновременно растить из ассистента Junior-проджекта.

На аутсорс были отданы:

1) методическая поддержка, подготовка преподавателей;

2) администрирование ежегодного набора;

3) видеопродакшен;

4) разработка айдентики.

Реализация проекта

Стратегия

Основными направлениями реализации проекта были выбраны:

  1. определение портретов студента и выпускника, разработка программы обучения;
  2. создание авторских уникальных учебных программ и материалов;
  3. разработка фреймворков создания и развития учебных программ;
  4. создание команды Академии;
  5. разработка системы оплаты труда динамической части команды;
  6. создание системы набора абитуриентов;
  7. создание процессов обучения, кураторства и наставничества.

Особый фокус внимания был сделан на следующие задачи:

● сохранение аутентичности подачи материала каждого автора;

● создание комплекса мер поддержки, позволяющих студентам окончить программу (наставничество, кураторство, расписание, расчет учебной нагрузки);

● полнота и качество программ: все учебные программы прошли тестирование на экспертах Авито.

Сроки

Академия — это комплекс из нескольких портфелей проектов, внутри которых каждый проект проходил стадию внедрения в свое время.

Внедрение всего комплекса портфелей проектов заняло в общей сложности 24 месяца (с октября 2019-го по сентябрь 2021-го), включая первый «боевой» год обучения студентов, а также набор и старт обучения студентов второго года.

План внедрения подразумевал промежуточные результаты (набор, выпуск, готовность программ) — все они были достигнуты в заданные сроки.

Бюджет

2021 — 4,5 млн рублей;

2022 — 26,5 млн рублей;

2023 — 25 млн рублей.

Около 60% бюджета — ФОТ авторов учебных программ и преподавателей. В 2022 и 2023 годах около 20% бюджета составила стоимость создания учебных и видеокурсов по ключевым предметам каждого трека: «Прикладная статистика» и ML (в 2023-м планируем начать публикацию курсов и видеоматериалов в открытом доступе).

Трудности при внедрении проекта

Перфекционизм авторов программ влиял на сроки готовности методических материалов и подходы к оценке знаний студентов.

Решение: стандарты готовности программ и материалов, приоритизация и планирование задач по доработкам. Внедрение коллегиальности и создание команд курсов из нескольких соавторов и преподавателей. Введение роли методических директоров. Доработки системы оценок и калибровки по ним.

Конфликты целей отдельных авторов и программы подготовки.

Решение: мониторинг и управление обнаруженными конфликтами.

Изменение потребности Авито в найме аналитиков из числа студентов Академии (от быстрого роста в 2021-м до стремительного сокращения в 2022-м).

Решение: управление ожиданиями студентов по возможному трудоустройству в Авито через прозрачную коммуникацию, начиная с момента попадания на лендинг Академии и до выпуска.

Невыполнение многими студентами первого «боевого» года условий обучения: дедлайны, посещение и ряд других правил.

Решение: корректировка условий, дополнительные акценты на этапе собеседования, изменение сценария и продолжительности собеседования с точки зрения оценки soft skills, culture fit и мотивации, а также добавление этапа контрактирования (вместе с письмом о зачислении мы направляем студенту просьбу еще раз ознакомиться с условиями обучения и подтвердить ответным письмом готовность и возможность выполнять их).

Выгорание авторов и преподавателей.

Решение: создание возможности для максимально гибких графиков участия преподавателей в активностях Академии (творческий отпуск, возможность вести отдельные занятия, сменить роль). Для этого мы масштабировали команды каждого курса, экспериментировали с преподаванием в парах и тройках; создали команды ассистентов. Привлечение новых преподавателей в Академию происходит регулярно.

Реакция сотрудников

Разные эксперты реагировали по-разному. Аналитики восприняли с энтузиазмом, однако они же первые оказались среди выгоревших.
Одна из команд DS-инженеров отнеслась поначалу скептически, а теперь это целая команда Академии, которая готовит DS-инженеров. В составе команды есть выпускники Академии.

Академии до сих пор не хватает внутреннего PR, это одна из все еще не решенных задач с хорошим потенциалом.

Эффект положительного влияния деятельности Академии на восприятие бренда аналитики мы впервые почувствовали по отзывам кандидатов в процессе найма, а также по реакции на промокампанию набора второго года.

Эффект положительного влияния на развитие профессиональных навыков команды Академии мы почувствовали уже в первый год деятельности: эксперты росли как спикеры, менеджеры отмечали рост по hard skills, а также вдохновение и удовлетворение, которые приносила работа в Академии. Позже мы подтвердили это влияние исследованием команды.

Результаты проекта

Проект решил не только изначально поставленную задачу — подготовку аналитиков данных уровня Junior, но и внес существенный вклад в развитие собственной команды Авито и поддержку репутации HR-бренда компании.

Доля студентов магистратуры, выпускных курсов бакалавриата, недавних выпускников профильных вузов среди студентов Академии:

● набор 2021 года — 93% из 55 студентов;

● набор 2022 года — 98% из 110 студентов.

В качестве результатов отметим:

Академия как экосистема подготовки кандидатов и канал для найма стажеров и Junior-специалистов. Сейчас в штате Авито 16 выпускников Академии и еще 5 — на стажировке. Результат был бы значительно выше, как и количество вакансий Junior-аналитиков, если бы не изменения в мире и на кадровом рынке, произошедшие в 2022 году.

Поддержка HR-бренда Авито среди молодежи — студентов профильных вузов. За последние три года популярность Авито у молодых людей заметно выросла, благодаря работе компании с профильными вузами и развитию Академии.

В феврале компания Авито заняла второе место в топ-3 лучших компаний в области e-commerce для работы ИТ-специалистов согласно Рейтингу FutureToday, а также попала в топ-5 лучших ретейл-компаний рейтинга Best Company Award 2021 от Changellenge.
В общем рейтинге лучших работодателей Авито заняла 20 место из 30. В предыдущие годы компания не занимала мест в данном рейтинге.
В ноябре 2022 года

В первый год работы Академия получила около 2000 заявок от абитуриентов.

В 2021 и 2022 годах - 5000 заявок, ежегодно.

При этом, 40% заявок в 2022 году пришли по прямым ссылкам.

Срез по вузам, студенты которых были зачислены в Академию в 2022 году:

33 — НИУ ВШЭ;

15 — МГУ;

15 — МФТИ;

8 — МИФИ;

6 — МГТУ им. Баумана;

3 — РЭШ;

30 — другие.

Развитие команды Авито: участвуя в деятельности Академии, эксперты Авито растут в hard и soft skills (подтверждено внутренним исследованием, проведенным в декабре 2022). Участие в Академии стало одним из способов приобрести и/или подтвердить необходимые компетенции. Также опыт Академии поддержал инициативы внутреннего преподавательства в Авито.

Развитие обучения аналитике данных внутри Авито: с начала 2022 года Академия проводит дополнительное обучение своих продакт-менеджеров и аналитиков.

Вклад Авито в аналитическое и DS-комьюнити: выпускники Академии наследуют стандарты культуры аналитики данных и профессиональной коммуникации, которые приняты в Авито.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.