Академия аналитиков Авито: вклад в развитие команды и поддержка репутации HR-бренда

Академия аналитиков Авито — программа и среда обучения, позволяющие за 13 месяцев подготовить аналитиков данных и инженеров Data Science уровня Junior — специалистов, готовых решать практические задачи. За время учебы студенты получают hard skills необходимого уровня, опыт их практического применения для решения бизнес-задач, опыт взаимодействия с аналитическим комьюнити, представление об актуальных задачах в ИТ и устройстве индустрии работы с данными в целом.

Проект Авито претендует на победу в номинации Be Cool бизнес-премии WOW!HR 2023.

Проект «Академия аналитиков Авито» представляет руководитель проекта Ильяна Ааман.

Предпосылки создания проекта

К созданию собственного образовательного проекта по подготовке аналитиков данных подтолкнула совокупность следующих факторов:

● высокие требования, предъявляемые Авито к компетенциям аналитиков данных и DS-инженеров при найме таких специалистов;

● дефицит аналитиков данных и DS-инженеров требуемого уровня на рынке;

● невысокая популярность Авито как работодателя в аналитическом комьюнити, низкая информированность о задачах и уровне команд аналитики;

● хорошо известная проблема нехватки прикладных знаний и понимания потребностей бизнеса у выпускников профильных вузов;

● готовность и желание масштабировать собственный накопленный опыт Авито в подготовке и развитии аналитиков данных;

● поддержка команды — готовность аналитиков и инженеров Авито участвовать в этом проекте.

Подготовка проекта

При подготовке проекта мы не пытались скопировать какой-либо из существующих образовательных проектов. Мы сфокусировались на потребностях Авито и решении проблемы нехватки прикладных знаний у молодых специалистов.

При создании программ обучения, системы менторства и поддержки студентов команда проекта:

  1. учитывала уровень выпускников профильных вузов при создании экзаменационных заданий на входе;
  2. ориентировалась на требования Авито к кандидатам при найме аналитиков данных, определяя цели каждого курса программы;
  3. акцентировала внимание на том, чтобы создать программу, которая давала бы прикладные знания, была основана на постоянном применении полученных знаний на практике, включала постоянную коммуникацию с командой Авито и унаследовала бы принятые в Авито принципы наставничества;
  4. бережно и точно рассчитывала учебную нагрузку на студентов, принимая во внимание их занятость в основном обучении и длительность программы (обучение в ААА занимает 20-25 часов в неделю, включая посещение занятий).

Команда и управление проектом

Проект появился, был реализован и продолжает развиваться внутри Департамента аналитики Авито. Идейным вдохновителем создания Академии стала Дина Симкина — экс-директор аналитики Авито.

Особенности проектного управления

Управление Академией аналитиков Авито — это полностью экстремальное проектное управление на старте и частично сейчас, в процессе развития.

Такой способ управления был выбран как самый эффективный, так как:

● характер проекта — внутренний стартап;

● неудача недопустима;

● проект комплексный (портфель проектов);

● задачи проектов — с высокой степенью неопределенности по срокам выполнения и трудозатратам;

● в проекте участвует множество взаимодействующих команд и опытных экспертов, занятых в других проектах;

● достаточная зрелость и адаптивность команд Авито.

Проектная команда на старте

На старте команда проекта была представлена Senior (Ильяна Ааман) и Junior (Валерия Кравцова) проджект-менеджерами.

Академия как комплекс проектов и проектная команда сейчас

Сегодня Академия представляет собой комплекс горизонтальных и вертикальных портфелей проектов, распределенных между:
- Lead-проджект-менеджером — Ильяной Ааман;
- двумя Senior-проджект-менеджерами — Валерией Кравцовой и Анной Ивановой.

Грейды проджектов Академии довольно детально описаны, несмотря на фактическое отсутствие Middle- и Junior-проджектов.

Это важно при распределении проектных задач, так как основное отличие грейдов — уровень ответственности:

- Junior управляет задачами,

- Middle — проектами,
- Senior — портфелями,
- Lead — Академией в целом.

Вертикальные (отдельные треки обучения) и горизонтальные (набор, менторская поддержка) портфели проектов лидируют Senior-проджекты. При этом каждый из проджект-менеджеров, включая Lead, участвует в проектах из портфелей коллег в роли Middle- и даже Junior-проджекта.

Это обусловлено сезонностью некоторых проектов и позволяет гибко перераспределять ресурсы проджектов.

В вертикальных портфелях, являющихся учебными треками (подготовка аналитиков данных и DS-инженеров), проджект делит лидерскую функцию с методическим руководителем трека — в той части, где требуется экспертиза.

Методический руководитель трека подготовки аналитиков данных — Senior-аналитик, преподаватель и автор курса «Эконометрика» Тимур Зекох.

Методический руководитель трека подготовки DS-инженеров — Lead команды DS, автор и преподаватель курса ML Глеб Баянов.

Динамическая команда Академии

Авторы, преподаватели и менторы — динамическая команда Академии — специалисты Авито: аналитики, инженеры-разработчики, DS-инженеры.

Внутри Академии эти специалисты составляют команды отдельных курсов (предметов), взаимодействующих между собой в рамках одного или нескольких треков обучения.

Участие в Академии — это еще одна работа для наших экспертов. Многие из них не взаимодействуют друг с другом в рамках основной работы (вне Академии).

Методическая поддержка

Методическая поддержка проекта размещена на аутсорсе — команда из трех методистов, помогающих в создании учебных программ и материалов, а также при подготовке преподавателей.

Поддержка операционной деятельности

Часть операционной деятельности выполняется одним из ассистентов команды Авито. Это позволяет освободить ресурсы проджектов и одновременно растить из ассистента Junior-проджекта.

На аутсорс были отданы:

1) методическая поддержка, подготовка преподавателей;

2) администрирование ежегодного набора;

3) видеопродакшен;

4) разработка айдентики.

Реализация проекта

Стратегия

Основными направлениями реализации проекта были выбраны:

  1. определение портретов студента и выпускника, разработка программы обучения;
  2. создание авторских уникальных учебных программ и материалов;
  3. разработка фреймворков создания и развития учебных программ;
  4. создание команды Академии;
  5. разработка системы оплаты труда динамической части команды;
  6. создание системы набора абитуриентов;
  7. создание процессов обучения, кураторства и наставничества.

Особый фокус внимания был сделан на следующие задачи:

● сохранение аутентичности подачи материала каждого автора;

● создание комплекса мер поддержки, позволяющих студентам окончить программу (наставничество, кураторство, расписание, расчет учебной нагрузки);

● полнота и качество программ: все учебные программы прошли тестирование на экспертах Авито.

Сроки

Академия — это комплекс из нескольких портфелей проектов, внутри которых каждый проект проходил стадию внедрения в свое время.

Внедрение всего комплекса портфелей проектов заняло в общей сложности 24 месяца (с октября 2019-го по сентябрь 2021-го), включая первый «боевой» год обучения студентов, а также набор и старт обучения студентов второго года.

План внедрения подразумевал промежуточные результаты (набор, выпуск, готовность программ) — все они были достигнуты в заданные сроки.

Бюджет

2021 — 4,5 млн рублей;

2022 — 26,5 млн рублей;

2023 — 25 млн рублей.

Около 60% бюджета — ФОТ авторов учебных программ и преподавателей. В 2022 и 2023 годах около 20% бюджета составила стоимость создания учебных и видеокурсов по ключевым предметам каждого трека: «Прикладная статистика» и ML (в 2023-м планируем начать публикацию курсов и видеоматериалов в открытом доступе).

Трудности при внедрении проекта

Перфекционизм авторов программ влиял на сроки готовности методических материалов и подходы к оценке знаний студентов.

Решение: стандарты готовности программ и материалов, приоритизация и планирование задач по доработкам. Внедрение коллегиальности и создание команд курсов из нескольких соавторов и преподавателей. Введение роли методических директоров. Доработки системы оценок и калибровки по ним.

Конфликты целей отдельных авторов и программы подготовки.

Решение: мониторинг и управление обнаруженными конфликтами.

Изменение потребности Авито в найме аналитиков из числа студентов Академии (от быстрого роста в 2021-м до стремительного сокращения в 2022-м).

Решение: управление ожиданиями студентов по возможному трудоустройству в Авито через прозрачную коммуникацию, начиная с момента попадания на лендинг Академии и до выпуска.

Невыполнение многими студентами первого «боевого» года условий обучения: дедлайны, посещение и ряд других правил.

Решение: корректировка условий, дополнительные акценты на этапе собеседования, изменение сценария и продолжительности собеседования с точки зрения оценки soft skills, culture fit и мотивации, а также добавление этапа контрактирования (вместе с письмом о зачислении мы направляем студенту просьбу еще раз ознакомиться с условиями обучения и подтвердить ответным письмом готовность и возможность выполнять их).

Выгорание авторов и преподавателей.

Решение: создание возможности для максимально гибких графиков участия преподавателей в активностях Академии (творческий отпуск, возможность вести отдельные занятия, сменить роль). Для этого мы масштабировали команды каждого курса, экспериментировали с преподаванием в парах и тройках; создали команды ассистентов. Привлечение новых преподавателей в Академию происходит регулярно.

Реакция сотрудников

Разные эксперты реагировали по-разному. Аналитики восприняли с энтузиазмом, однако они же первые оказались среди выгоревших.
Одна из команд DS-инженеров отнеслась поначалу скептически, а теперь это целая команда Академии, которая готовит DS-инженеров. В составе команды есть выпускники Академии.

Академии до сих пор не хватает внутреннего PR, это одна из все еще не решенных задач с хорошим потенциалом.

Эффект положительного влияния деятельности Академии на восприятие бренда аналитики мы впервые почувствовали по отзывам кандидатов в процессе найма, а также по реакции на промокампанию набора второго года.

Эффект положительного влияния на развитие профессиональных навыков команды Академии мы почувствовали уже в первый год деятельности: эксперты росли как спикеры, менеджеры отмечали рост по hard skills, а также вдохновение и удовлетворение, которые приносила работа в Академии. Позже мы подтвердили это влияние исследованием команды.

Результаты проекта

Проект решил не только изначально поставленную задачу — подготовку аналитиков данных уровня Junior, но и внес существенный вклад в развитие собственной команды Авито и поддержку репутации HR-бренда компании.

Доля студентов магистратуры, выпускных курсов бакалавриата, недавних выпускников профильных вузов среди студентов Академии:

● набор 2021 года — 93% из 55 студентов;

● набор 2022 года — 98% из 110 студентов.

В качестве результатов отметим:

Академия как экосистема подготовки кандидатов и канал для найма стажеров и Junior-специалистов. Сейчас в штате Авито 16 выпускников Академии и еще 5 — на стажировке. Результат был бы значительно выше, как и количество вакансий Junior-аналитиков, если бы не изменения в мире и на кадровом рынке, произошедшие в 2022 году.

Поддержка HR-бренда Авито среди молодежи — студентов профильных вузов. За последние три года популярность Авито у молодых людей заметно выросла, благодаря работе компании с профильными вузами и развитию Академии.

В феврале компания Авито заняла второе место в топ-3 лучших компаний в области e-commerce для работы ИТ-специалистов согласно Рейтингу FutureToday, а также попала в топ-5 лучших ретейл-компаний рейтинга Best Company Award 2021 от Changellenge.
В общем рейтинге лучших работодателей Авито заняла 20 место из 30. В предыдущие годы компания не занимала мест в данном рейтинге.
В ноябре 2022 года

В первый год работы Академия получила около 2000 заявок от абитуриентов.

В 2021 и 2022 годах - 5000 заявок, ежегодно.

При этом, 40% заявок в 2022 году пришли по прямым ссылкам.

Срез по вузам, студенты которых были зачислены в Академию в 2022 году:

33 — НИУ ВШЭ;

15 — МГУ;

15 — МФТИ;

8 — МИФИ;

6 — МГТУ им. Баумана;

3 — РЭШ;

30 — другие.

Развитие команды Авито: участвуя в деятельности Академии, эксперты Авито растут в hard и soft skills (подтверждено внутренним исследованием, проведенным в декабре 2022). Участие в Академии стало одним из способов приобрести и/или подтвердить необходимые компетенции. Также опыт Академии поддержал инициативы внутреннего преподавательства в Авито.

Развитие обучения аналитике данных внутри Авито: с начала 2022 года Академия проводит дополнительное обучение своих продакт-менеджеров и аналитиков.

Вклад Авито в аналитическое и DS-комьюнити: выпускники Академии наследуют стандарты культуры аналитики данных и профессиональной коммуникации, которые приняты в Авито.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.