Академия аналитиков Авито: вклад в развитие команды и поддержка репутации HR-бренда
Академия аналитиков Авито — программа и среда обучения, позволяющие за 13 месяцев подготовить аналитиков данных и инженеров Data Science уровня Junior — специалистов, готовых решать практические задачи. За время учебы студенты получают hard skills необходимого уровня, опыт их практического применения для решения бизнес-задач, опыт взаимодействия с аналитическим комьюнити, представление об актуальных задачах в ИТ и устройстве индустрии работы с данными в целом.
Проект Авито претендует на победу в номинации Be Cool бизнес-премии WOW!HR 2023.
Проект «Академия аналитиков Авито» представляет руководитель проекта Ильяна Ааман.
Предпосылки создания проекта
К созданию собственного образовательного проекта по подготовке аналитиков данных подтолкнула совокупность следующих факторов:
● высокие требования, предъявляемые Авито к компетенциям аналитиков данных и DS-инженеров при найме таких специалистов;
● дефицит аналитиков данных и DS-инженеров требуемого уровня на рынке;
● невысокая популярность Авито как работодателя в аналитическом комьюнити, низкая информированность о задачах и уровне команд аналитики;
● хорошо известная проблема нехватки прикладных знаний и понимания потребностей бизнеса у выпускников профильных вузов;
● готовность и желание масштабировать собственный накопленный опыт Авито в подготовке и развитии аналитиков данных;
● поддержка команды — готовность аналитиков и инженеров Авито участвовать в этом проекте.
Подготовка проекта
При подготовке проекта мы не пытались скопировать какой-либо из существующих образовательных проектов. Мы сфокусировались на потребностях Авито и решении проблемы нехватки прикладных знаний у молодых специалистов.
При создании программ обучения, системы менторства и поддержки студентов команда проекта:
- учитывала уровень выпускников профильных вузов при создании экзаменационных заданий на входе;
- ориентировалась на требования Авито к кандидатам при найме аналитиков данных, определяя цели каждого курса программы;
- акцентировала внимание на том, чтобы создать программу, которая давала бы прикладные знания, была основана на постоянном применении полученных знаний на практике, включала постоянную коммуникацию с командой Авито и унаследовала бы принятые в Авито принципы наставничества;
- бережно и точно рассчитывала учебную нагрузку на студентов, принимая во внимание их занятость в основном обучении и длительность программы (обучение в ААА занимает 20-25 часов в неделю, включая посещение занятий).
Команда и управление проектом
Проект появился, был реализован и продолжает развиваться внутри Департамента аналитики Авито. Идейным вдохновителем создания Академии стала Дина Симкина — экс-директор аналитики Авито.
Особенности проектного управления
Управление Академией аналитиков Авито — это полностью экстремальное проектное управление на старте и частично сейчас, в процессе развития.
Такой способ управления был выбран как самый эффективный, так как:
● характер проекта — внутренний стартап;
● неудача недопустима;
● проект комплексный (портфель проектов);
● задачи проектов — с высокой степенью неопределенности по срокам выполнения и трудозатратам;
● в проекте участвует множество взаимодействующих команд и опытных экспертов, занятых в других проектах;
● достаточная зрелость и адаптивность команд Авито.
Проектная команда на старте
На старте команда проекта была представлена Senior (Ильяна Ааман) и Junior (Валерия Кравцова) проджект-менеджерами.
Академия как комплекс проектов и проектная команда сейчас
Сегодня Академия представляет собой комплекс горизонтальных и вертикальных портфелей проектов, распределенных между:
- Lead-проджект-менеджером — Ильяной Ааман;
- двумя Senior-проджект-менеджерами — Валерией Кравцовой и Анной Ивановой.
Грейды проджектов Академии довольно детально описаны, несмотря на фактическое отсутствие Middle- и Junior-проджектов.
Это важно при распределении проектных задач, так как основное отличие грейдов — уровень ответственности:
- Junior управляет задачами,
- Middle — проектами,
- Senior — портфелями,
- Lead — Академией в целом.
Вертикальные (отдельные треки обучения) и горизонтальные (набор, менторская поддержка) портфели проектов лидируют Senior-проджекты. При этом каждый из проджект-менеджеров, включая Lead, участвует в проектах из портфелей коллег в роли Middle- и даже Junior-проджекта.
Это обусловлено сезонностью некоторых проектов и позволяет гибко перераспределять ресурсы проджектов.
В вертикальных портфелях, являющихся учебными треками (подготовка аналитиков данных и DS-инженеров), проджект делит лидерскую функцию с методическим руководителем трека — в той части, где требуется экспертиза.
Методический руководитель трека подготовки аналитиков данных — Senior-аналитик, преподаватель и автор курса «Эконометрика» Тимур Зекох.
Методический руководитель трека подготовки DS-инженеров — Lead команды DS, автор и преподаватель курса ML Глеб Баянов.
Динамическая команда Академии
Авторы, преподаватели и менторы — динамическая команда Академии — специалисты Авито: аналитики, инженеры-разработчики, DS-инженеры.
Внутри Академии эти специалисты составляют команды отдельных курсов (предметов), взаимодействующих между собой в рамках одного или нескольких треков обучения.
Участие в Академии — это еще одна работа для наших экспертов. Многие из них не взаимодействуют друг с другом в рамках основной работы (вне Академии).
Методическая поддержка
Методическая поддержка проекта размещена на аутсорсе — команда из трех методистов, помогающих в создании учебных программ и материалов, а также при подготовке преподавателей.
Поддержка операционной деятельности
Часть операционной деятельности выполняется одним из ассистентов команды Авито. Это позволяет освободить ресурсы проджектов и одновременно растить из ассистента Junior-проджекта.
На аутсорс были отданы:
1) методическая поддержка, подготовка преподавателей;
2) администрирование ежегодного набора;
3) видеопродакшен;
4) разработка айдентики.
Реализация проекта
Стратегия
Основными направлениями реализации проекта были выбраны:
- определение портретов студента и выпускника, разработка программы обучения;
- создание авторских уникальных учебных программ и материалов;
- разработка фреймворков создания и развития учебных программ;
- создание команды Академии;
- разработка системы оплаты труда динамической части команды;
- создание системы набора абитуриентов;
- создание процессов обучения, кураторства и наставничества.
Особый фокус внимания был сделан на следующие задачи:
● сохранение аутентичности подачи материала каждого автора;
● создание комплекса мер поддержки, позволяющих студентам окончить программу (наставничество, кураторство, расписание, расчет учебной нагрузки);
● полнота и качество программ: все учебные программы прошли тестирование на экспертах Авито.
Сроки
Академия — это комплекс из нескольких портфелей проектов, внутри которых каждый проект проходил стадию внедрения в свое время.
Внедрение всего комплекса портфелей проектов заняло в общей сложности 24 месяца (с октября 2019-го по сентябрь 2021-го), включая первый «боевой» год обучения студентов, а также набор и старт обучения студентов второго года.
План внедрения подразумевал промежуточные результаты (набор, выпуск, готовность программ) — все они были достигнуты в заданные сроки.
Бюджет
2021 — 4,5 млн рублей;
2022 — 26,5 млн рублей;
2023 — 25 млн рублей.
Около 60% бюджета — ФОТ авторов учебных программ и преподавателей. В 2022 и 2023 годах около 20% бюджета составила стоимость создания учебных и видеокурсов по ключевым предметам каждого трека: «Прикладная статистика» и ML (в 2023-м планируем начать публикацию курсов и видеоматериалов в открытом доступе).
Трудности при внедрении проекта
Перфекционизм авторов программ влиял на сроки готовности методических материалов и подходы к оценке знаний студентов.
Решение: стандарты готовности программ и материалов, приоритизация и планирование задач по доработкам. Внедрение коллегиальности и создание команд курсов из нескольких соавторов и преподавателей. Введение роли методических директоров. Доработки системы оценок и калибровки по ним.
Конфликты целей отдельных авторов и программы подготовки.
Решение: мониторинг и управление обнаруженными конфликтами.
Изменение потребности Авито в найме аналитиков из числа студентов Академии (от быстрого роста в 2021-м до стремительного сокращения в 2022-м).
Решение: управление ожиданиями студентов по возможному трудоустройству в Авито через прозрачную коммуникацию, начиная с момента попадания на лендинг Академии и до выпуска.
Невыполнение многими студентами первого «боевого» года условий обучения: дедлайны, посещение и ряд других правил.
Решение: корректировка условий, дополнительные акценты на этапе собеседования, изменение сценария и продолжительности собеседования с точки зрения оценки soft skills, culture fit и мотивации, а также добавление этапа контрактирования (вместе с письмом о зачислении мы направляем студенту просьбу еще раз ознакомиться с условиями обучения и подтвердить ответным письмом готовность и возможность выполнять их).
Выгорание авторов и преподавателей.
Решение: создание возможности для максимально гибких графиков участия преподавателей в активностях Академии (творческий отпуск, возможность вести отдельные занятия, сменить роль). Для этого мы масштабировали команды каждого курса, экспериментировали с преподаванием в парах и тройках; создали команды ассистентов. Привлечение новых преподавателей в Академию происходит регулярно.
Реакция сотрудников
Разные эксперты реагировали по-разному. Аналитики восприняли с энтузиазмом, однако они же первые оказались среди выгоревших.
Одна из команд DS-инженеров отнеслась поначалу скептически, а теперь это целая команда Академии, которая готовит DS-инженеров. В составе команды есть выпускники Академии.
Академии до сих пор не хватает внутреннего PR, это одна из все еще не решенных задач с хорошим потенциалом.
Эффект положительного влияния деятельности Академии на восприятие бренда аналитики мы впервые почувствовали по отзывам кандидатов в процессе найма, а также по реакции на промокампанию набора второго года.
Эффект положительного влияния на развитие профессиональных навыков команды Академии мы почувствовали уже в первый год деятельности: эксперты росли как спикеры, менеджеры отмечали рост по hard skills, а также вдохновение и удовлетворение, которые приносила работа в Академии. Позже мы подтвердили это влияние исследованием команды.
Результаты проекта
Проект решил не только изначально поставленную задачу — подготовку аналитиков данных уровня Junior, но и внес существенный вклад в развитие собственной команды Авито и поддержку репутации HR-бренда компании.
Доля студентов магистратуры, выпускных курсов бакалавриата, недавних выпускников профильных вузов среди студентов Академии:
● набор 2021 года — 93% из 55 студентов;
● набор 2022 года — 98% из 110 студентов.
В качестве результатов отметим:
Академия как экосистема подготовки кандидатов и канал для найма стажеров и Junior-специалистов. Сейчас в штате Авито 16 выпускников Академии и еще 5 — на стажировке. Результат был бы значительно выше, как и количество вакансий Junior-аналитиков, если бы не изменения в мире и на кадровом рынке, произошедшие в 2022 году.
Поддержка HR-бренда Авито среди молодежи — студентов профильных вузов. За последние три года популярность Авито у молодых людей заметно выросла, благодаря работе компании с профильными вузами и развитию Академии.
В феврале компания Авито заняла второе место в топ-3 лучших компаний в области e-commerce для работы ИТ-специалистов согласно Рейтингу FutureToday, а также попала в топ-5 лучших ретейл-компаний рейтинга Best Company Award 2021 от Changellenge.
В общем рейтинге лучших работодателей Авито заняла 20 место из 30. В предыдущие годы компания не занимала мест в данном рейтинге.
В ноябре 2022 года
В первый год работы Академия получила около 2000 заявок от абитуриентов.
В 2021 и 2022 годах - 5000 заявок, ежегодно.
При этом, 40% заявок в 2022 году пришли по прямым ссылкам.
Срез по вузам, студенты которых были зачислены в Академию в 2022 году:
33 — НИУ ВШЭ;
15 — МГУ;
15 — МФТИ;
8 — МИФИ;
6 — МГТУ им. Баумана;
3 — РЭШ;
30 — другие.
Развитие команды Авито: участвуя в деятельности Академии, эксперты Авито растут в hard и soft skills (подтверждено внутренним исследованием, проведенным в декабре 2022). Участие в Академии стало одним из способов приобрести и/или подтвердить необходимые компетенции. Также опыт Академии поддержал инициативы внутреннего преподавательства в Авито.
Развитие обучения аналитике данных внутри Авито: с начала 2022 года Академия проводит дополнительное обучение своих продакт-менеджеров и аналитиков.
Вклад Авито в аналитическое и DS-комьюнити: выпускники Академии наследуют стандарты культуры аналитики данных и профессиональной коммуникации, которые приняты в Авито.
Что Вы думаете об этом?