С оглядкой на запад

Марина Борисова рассказала HR-tv о трендах за океаном, важности оценки эмоционального интеллекта и эпохе digital

оценка персонала, эмоциональный интеллект, диагностика, развитие


В конце июня команда BSSL побывала на выставке SHRM в Лас Вегасе, США. Мы искали новых партнеров и наблюдали за западными трендами в оценке персонала.

Во-первых, в Америке много такого, чего у нас сравнительно мало: оценки эмоционального интеллекта, счастья, благополучия, группового климата. Иногда это обособленные тесты, иногда – индикаторы в конструкте. Для примера, у некоторых компаний в оценку результатов (performance appraisal) входят «360 градусов», эмоциональный интеллект, тест аналитических способностей и т.п. Пока эти конструкты пользуются гораздо меньшей популярностью в России, а значит, это зона для развития.

Некоторые анализируют миссию и ценности компании-клиента, создают опросник, выявляющий соответствие поведения сотрудников этой миссии и ценностям и уровень продуктивности сотрудников. В итоге все оцениваемые делятся на группы: приверженцев общей идеи компании (активно вкладываются в рабочие проекты), пассивных последователей (умеренно вкладываются) и совсем вялых сотрудников (с минимальным вкладом). После этого легко отсеять тех, кто не поддерживает видение компании и не готов вкладываться в общее дело, и помочь перевести пассивных последователей в активных.

Часто у компаний-провайдеров есть разработанная модель лидерства, под которую и заточены все методики. Если по тестам конкретный сотрудник лидер – он молодец. Если нет – для них разработаны онлайн и офлайн тренинги, материалы и рекомендации для их руководителей. Вы платите за использование системы, и вашими сотрудниками занимаются от и до: проводят диагностику и развивают.

Во-вторых, все системы оценки адаптированы для сматрфонов и планшетов. Сотрудник может в любой момент зайти в свой профиль и посмотреть, какие новые оценки он получил, или показать результаты по тестам будущему работодателю. Это делает системы оценки похожими на социальные сети (типа Facebook): помимо того, что можно заходить и смотреть, кто вас оценил и как, там можно общаться с коллегами и даже знакомиться с людьми из другого отдела.

В-третьих, одинаковые методики похожи больше, чем можно было ожидать. Распространенные методы вроде «360 градусов» отличаются у провайдеров, в основном, дизайном. На вопрос, в чем особенность вашей системы, говорят о «кастомизации»: они беседуют с каждым клиентом о том, что важно в их компании и делают индивидуализированные тесты с индивидуальным оформлением. Красивый интерфейс - это приятно, но старые методы не всегда и не у всех подвергаются техническим улучшениям (здесь речь не о расширении банка вопросов или компетенций).

«360 градусов» можно назвать самой популярной методикой. Она была в арсенале почти каждой компании, которую мы встретили на выставке. Одна из интересных вариаций – «360» во время найма. Опросник посылается коллегам кандидата с предыдущего места работы. Так вы получаете не просто бумажные рекомендации, в которых информация, в основном, позитивная, но и более разностороннюю оценку.

Из раздаточных материалов многие дали нам примеры своих отчетов. Они содержат много рекомендаций, графиков и обратной связи, из-за чего некоторые отчеты были особенно внушительных размеров.

Другие делают по два отчета на оцениваемого: один для него, один для его коуча. Для последнего есть рекомендации и вопросы, которые ему стоит задать на личной встрече с конкретным человеком или с отделом.

Это привело нас к выводу, что русские системы оценки не сильно уступают западным. Скорее наоборот, наши методы разнообразнее с технической точки зрения (довольно неожиданно, но факт). Они оценивают много интересных вещей, которые улучшают результаты и удовлетворенность их сотрудников. Их сильные стороны можно перенять, на ошибках учиться, и скоро уже они будут покупать лицензии на наши продукты, а не наоборот.

Автор: Марина Борисова ООО «Би Эс Эс Эл»

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.