Как миллионеры изменились за 20 лет

Богатые русские развили в себе изысканный вкус, начали увлекаться филантропией, высоко ценят культуру и очень гордятся своей семейной историей. Фактически они освоили себе все те качества, которые присущи буржуазии многих стран.

Как изменились миллионеры за 20 лет

Трансформация русских мультимиллионеров и миллиардеров — от вульгарности к респектабельности — произошла за всего несколько лет, этот период пришелся где-то на вторую половину 2000-ых. Исторически это не первый раз, когда всего за одно поколение представители хищного капитализма преобразуются в джентльменов. Так было с викторианскими промышленниками, происходящими из низких слоев с точки зрения старой британской аристократии, а также с баронами-разбойниками в США конца XIX века. Рокфеллеры, Карнеги и Вандербильды — все они очень быстро превратились в филантропов и благотворителей, чем их потомки до сих пор гордятся.

Эти примеры показывают: чтобы легитимизировать свой статус, нужно делать нечто большее, чем просто копить и тратить большие суммы денег.

Буржуазная культурность

Первые годы обогащения многими супербогатым людям вспоминаются как игривое, веселое прошлое. Тогда они сорили деньгами: покупали яхты, строили новые дома и ездили на шикарных машинах. Но вскоре они этим пресытились.

Ускорению этого процесса способствовало и то, что стоящие ниже их по социальной лестнице стали изображать из себя очень богатых людей всюду, где могли, особенно при выборе люксовых брендов одежды. «Старым» миллиардерам и мультимиллионерам требовалось придумать нечто новое, чтобы отличаться.

Можно смело утверждать, что сегодня самое важное для нового буржуа — не внешние атрибуты. Самое важное — это идентифицировать себя как культурного человека. Культурность включает в себе набор привычек вроде чтения высокоинтеллектуальной литературы, походов в театры и на концерты классической музыки и регулярного общения в среде интеллигентов.

Типичный пример —  Александр Мамут. В глянцевых журналах нулевых можно было прочесть про гламурные вечеринки, которые он устраивал на своей яхте на Лазурном берегу. Сейчас его фамилия появляется в связи с его культурными и образовательными проектами: кинотеатр «Пионер», «Стрелка», покупка (и продажа) британской книжной сети Waterstones и т.д.

Но освоить скромность, элегантность и вкус к элитарной культуре в потреблении и окружении гораздо проще, чем освоить легкость в социальном общении. К последнему, по всей видимости, богатые русские и не очень стремятся. В отличии от западных элит, где высокий статус требует определенных коммуникабельных навыков, русские буржуа спокойно выражают свои претензии и перемены настроения. Чем богаче и властнее они, тем проще могут позволить себе демонстрировать забавное и даже причудливое поведение: дерзко отказаться отвечать на вопросы, если у них плохое настроение, заснуть в совсем не подходящий момент, напрямую обидеть собеседника.

Значимость советской интеллигенции

В первые постсоветские годы было можно искать (зачастую надуманно) благородную кровь в своих предках. Сегодня важно происходить из среды интеллигенции. Из беседы с тем же Мамутом можно узнать, что он родился в очень интеллигентной семье: папа профессор, до сих пор (или до недавнего времени) читает лекции в самых разных странах. Дома у родителей есть и всегда была очень хорошая библиотека. В детстве будущего миллиардера в выходные семья рано вставала и ехала в консерваторию или на выставку.

В отличии от воображаемых аристократических корней, эти разговоры — не придумка: в большинстве своем сегодняшние мультимиллионеры и миллиардеры — дети советской интеллигенции, особенно «технической» интеллигенции. Ресурсы, которые молодежь получала в таких семьях, были важны для их подъема: когда распадался Советский Союз, они очень быстро осознавали, какие навыки имеют значения в новом строе. Особенно у юношей были все предпосылки: знание, гибкость, готовность к определенному риску, самоуверенность, полезные связи и друзья. Поэтому они быстро переучивались и переустраивались и, например, начинали заниматься торговлей именно тогда, когда это было очень прибыльно. Миф о том, что они поднялись из грязи в князи, это именно миф.

Восстановление интеллигенского прошлого — часть процесса создания настоящего статуса. Если богатому человеку хочется устойчиво закрепить свой статус в будущем, ему нужно сконструировать для себя такое прошлое, какое объясняет, почему именно он поднялся по социальной лестнице выше многих остальных.

На Западе мало кто оспаривает статус денежной элиты. Западные миллионеры и миллиардеры опираются на буржуазное прошлое, и именно такого буржуазного прошлого у русских богатых однозначно нет. По большому счету, буржуазии в России в XX веке не было. Зато русская интеллигенция уже в XIX веке определила все философские, творческое и по большому счету и политическое мышление. Поэтому сегодня в России интеллигенция играет ту роль, которую играет старая буржуазия на Западе.

После смерти

Многим богатым бизнесменам надоело заниматься бизнесом — им хочется найти нечто осмысленное. Некоторые из них говорят о бизнесе чуть ли не с пренебрежением. Бизнесмен — однозначно не самая лучшая из профессий, существующих на земле, говорит тот же Мамут. Такие настроения связаны с тем, то первое поколение стареет и приближается к смерти. Накопления денег недостаточно, чтобы увековечить свое присутствие на Земле.

Если ты успешный человек, ты должен уметь нанять правильных людей, чтобы все работало без тебя, объяснял Борис Минц, а самому надо заниматься чем-то другим, чем-то по-настоящему важным. Сам он тогда только открывал свой Музей русского импрессионизма в Москве.

Среди мультимиллионеров и миллиардеров, много тех кто, как и Минц, собирает искусство или увлекается арт-проектами, кто-то занимается благотворительностью. Увлечение филантропией важно еще и потому, что первому поколению новой российской буржуазии предстоит передать свое состояние потомкам. Это будет самый крупный в истории трансфер накопленного богатства следующему поколению.

Самое эффективное с точки зрения передачи статуса — если дети продолжают благородное дело, которым родители увлекались последние годы (музеем, коллекцией, благотворительной организацией, фондом). Таким образом, отцы останутся в памяти семьи как меценаты и благотворители, а их наследники окончательно утвердятся как представители новой буржуазии.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Аркадий Юрлов
Логистика в сфере мотивационных программ: как уход в цифру трансформирует корпоративную мотивацию

Компании тратят огромные бюджеты на мотивацию сотрудников, дарят подарки и поощряют за успехи. Все это — важные элементы корпоративной культуры. Но мало придумать хорошую программу мотивации, ее еще нужно правильно реализовать. А здесь начинается один из самых сложных этапов: логистика подарков.

Традиционный подход — выбрать, заказать, упаковать, доставить — больше не работает. Вдобавок к этому, сохраняется высокая вероятность ошибки: подарок не подошел, задержался в пути, потерялся. В итоге процесс затягивается, мотивация сотрудников падает, а сотрудники вместо радости получают разочарование.

CMO сервиса электронных подарочных сертификатов Giftery Аркадий Юрлов рассказал, какие проблемы есть в традиционной логистике, как цифровые решения их позволяют решить и почему они становятся стандартом в мотивационных программах компаний.