Зачем вообще нужен коуч

Какие трансформации  происходят с руководителями разного уровня, когда они начинают работу с коучем, зачем вообще нужен коуч, если у него нет готовых решений, и чем практика коучинга помогает в деле развития организации в целом и сотрудников в частности – порталу HR-tv.ru рассказала Ольга Молина , директор по персоналу "Сандоз" в России.

чашка, кофе, небо, облака, ложка, блюдце, стол, напиток, коучинг, руководитель, руководство, управление, управление персоналом, решение, решение вопросов, как руководить, как найти ответы на вопросы, бизнес, бизнес-вопросы, Ольга Молина, Сандоз, методы коучинга, клиент, трансформации, супервизия

- Ольга, чем прежде всего руководствуется коуч?

- Прежде всего коуч – это человек, имеющий доступ к темам, которые клиент готов обсуждать только при определенном уровне доверия. Именно по этой причине коуч должен опираться в своей работе на высокие этические и профессиональные стандарты. Во-вторых, коуч должен уметь выстраивать гипотезы для проработки с клиентом и знать, на что обратить внимание. И, конечно, важно руководствоваться удобной и надежной, с точки зрения самого коуча, методологией процесса. Для кого-то это GROW*, для кого-то это другая модель.

Я сразу оговорюсь, что я под коучингом подразумеваю классическое понятие, а не просто регулярные встречи между сотрудником и линейным руководителем для обсуждения проблем в выполнении заданий или для обратной связи. Хотя и эти встречи важны и нужны для организации.

Смотрите видео: Коучинг и корпоративная культура. ч.1 - Три инструмента

- Что использует коуч - какие средства есть в его портфеле?

- Прежде всего, это принятие клиента . Коучам не чужды человеческие эмоции и чувства. Если к клиенту возникает антипатия или раздражение, то можно навредить своему подопечному и поставить под удар свою профессиональную репутацию. Во-вторых, это умение не просто слушать, а слышать, что именно пытается донести клиент и как он это делает, какую палитру эмоций и реакций он в это вкладывает. Из позиции какого отношения он говорит.

На многих программах по коучингу учат прислушиваться к себе, к своим реакциям на то, что рассказывает или делает клиент. Это еще один важный инструмент в работе профессионального коуча – он сам, его внутренний мир, жизненный опыт и мировоззрение. Через призму анализа своих реакций коуч способен прийти к парадоксальным выводам и докопаться до сути проблемы в обход логических фасадов, которые выстраивает сам клиент на встречах.

- Если коучинг не дает готовые решения, то что тогда получаешь?

- Коуч по своей сути – это сталкер, а не оракул . Его задача не дать готовые решения, а подвести клиента к тем решениям, которые он сам для себя сформулирует. Ценность этого подхода, на мой взгляд, в том, что для каждого частного случая будет свое решение и для каждого конкретного клиента в одной и той же ситуации ответы на вопросы могут быть совершенно разными. Главное – что эти ответы они выбрали для себя сами.

Коуч лишь помогает быстрее и эффективнее пройти этот путь . Ведь когда клиент находится внутри ситуации, у него редко находятся силы взглянуть на эту ситуацию самостоятельно со стороны.

Читайте также: Коучинг: тренд или полезный инструмент? Опыт Rambler&Co

- В чем преимущества использования коучинга в деле развития организации в целом и сотрудников в частности?

- В рамках моего опыта в различных организациях я наблюдала те серьезные трансформации, которые происходили с руководителями разного уровня, когда они начинали работу с коучем . Я убеждена, что коучинг для управляющей команды компании обязателен – ведь от их решений, отношений в совете директоров, работы с рисками и т.д. зависит будущий успех или неуспех компании в целом. Индивидуальная работа с коучем дает возможность лучше понять и себя, и других, понять воздействие своих решений и отношений на бизнес-результат, а также на возможность достигнуть собственных жизненных целей.

Если брать всю организацию, то с помощью внешнего индивидуального коучинга, коучинга коллег или других форм этого процесса достигается эффект и на вовлеченность сотрудников, и на эффективность работы, и на здоровый климат в организации. Не всегда это очевидно, но в средне- и долгосрочной перспективах эти инвестиции всегда окупаются с лихвой.

- У каждого коуча должен быть свой коуч?

- Обязательно, эта практика называется супервизией. Она должна использоваться для отработки сложных моментов в коучинговой практике, для взгляда со стороны на эффективность процесса коучинга и на сохранение нейтральности отношения коуча к своему клиенту. Например, с помощью супервизии более ясным может стать момент, когда  именно коучинговые сессии стоит завершить, как избежать излишней эмоциональной вовлеченности в процесс с конкретным клиентом.

* в основе методики GROW (англ. — рост), предложенной Дж. Уитмором, лежит определенная последовательность (технология) постановки эффективных вопросов.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Аркадий Юрлов
Логистика в сфере мотивационных программ: как уход в цифру трансформирует корпоративную мотивацию

Компании тратят огромные бюджеты на мотивацию сотрудников, дарят подарки и поощряют за успехи. Все это — важные элементы корпоративной культуры. Но мало придумать хорошую программу мотивации, ее еще нужно правильно реализовать. А здесь начинается один из самых сложных этапов: логистика подарков.

Традиционный подход — выбрать, заказать, упаковать, доставить — больше не работает. Вдобавок к этому, сохраняется высокая вероятность ошибки: подарок не подошел, задержался в пути, потерялся. В итоге процесс затягивается, мотивация сотрудников падает, а сотрудники вместо радости получают разочарование.

CMO сервиса электронных подарочных сертификатов Giftery Аркадий Юрлов рассказал, какие проблемы есть в традиционной логистике, как цифровые решения их позволяют решить и почему они становятся стандартом в мотивационных программах компаний.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.