Зачем вообще нужен коуч
Какие трансформации происходят с руководителями разного уровня, когда они начинают работу с коучем, зачем вообще нужен коуч, если у него нет готовых решений, и чем практика коучинга помогает в деле развития организации в целом и сотрудников в частности – порталу HR-tv.ru рассказала Ольга Молина , директор по персоналу "Сандоз" в России.
- Ольга, чем прежде всего руководствуется коуч?
- Прежде всего коуч – это человек, имеющий доступ к темам, которые клиент готов обсуждать только при определенном уровне доверия. Именно по этой причине коуч должен опираться в своей работе на высокие этические и профессиональные стандарты. Во-вторых, коуч должен уметь выстраивать гипотезы для проработки с клиентом и знать, на что обратить внимание. И, конечно, важно руководствоваться удобной и надежной, с точки зрения самого коуча, методологией процесса. Для кого-то это GROW*, для кого-то это другая модель.
Я сразу оговорюсь, что я под коучингом подразумеваю классическое понятие, а не просто регулярные встречи между сотрудником и линейным руководителем для обсуждения проблем в выполнении заданий или для обратной связи. Хотя и эти встречи важны и нужны для организации.
Смотрите видео: Коучинг и корпоративная культура. ч.1 - Три инструмента
- Что использует коуч - какие средства есть в его портфеле?
- Прежде всего, это принятие клиента . Коучам не чужды человеческие эмоции и чувства. Если к клиенту возникает антипатия или раздражение, то можно навредить своему подопечному и поставить под удар свою профессиональную репутацию. Во-вторых, это умение не просто слушать, а слышать, что именно пытается донести клиент и как он это делает, какую палитру эмоций и реакций он в это вкладывает. Из позиции какого отношения он говорит.
На многих программах по коучингу учат прислушиваться к себе, к своим реакциям на то, что рассказывает или делает клиент. Это еще один важный инструмент в работе профессионального коуча – он сам, его внутренний мир, жизненный опыт и мировоззрение. Через призму анализа своих реакций коуч способен прийти к парадоксальным выводам и докопаться до сути проблемы в обход логических фасадов, которые выстраивает сам клиент на встречах.
- Если коучинг не дает готовые решения, то что тогда получаешь?
- Коуч по своей сути – это сталкер, а не оракул . Его задача не дать готовые решения, а подвести клиента к тем решениям, которые он сам для себя сформулирует. Ценность этого подхода, на мой взгляд, в том, что для каждого частного случая будет свое решение и для каждого конкретного клиента в одной и той же ситуации ответы на вопросы могут быть совершенно разными. Главное – что эти ответы они выбрали для себя сами.
Коуч лишь помогает быстрее и эффективнее пройти этот путь . Ведь когда клиент находится внутри ситуации, у него редко находятся силы взглянуть на эту ситуацию самостоятельно со стороны.
Читайте также: Коучинг: тренд или полезный инструмент? Опыт Rambler&Co
- В чем преимущества использования коучинга в деле развития организации в целом и сотрудников в частности?
- В рамках моего опыта в различных организациях я наблюдала те серьезные трансформации, которые происходили с руководителями разного уровня, когда они начинали работу с коучем . Я убеждена, что коучинг для управляющей команды компании обязателен – ведь от их решений, отношений в совете директоров, работы с рисками и т.д. зависит будущий успех или неуспех компании в целом. Индивидуальная работа с коучем дает возможность лучше понять и себя, и других, понять воздействие своих решений и отношений на бизнес-результат, а также на возможность достигнуть собственных жизненных целей.
Если брать всю организацию, то с помощью внешнего индивидуального коучинга, коучинга коллег или других форм этого процесса достигается эффект и на вовлеченность сотрудников, и на эффективность работы, и на здоровый климат в организации. Не всегда это очевидно, но в средне- и долгосрочной перспективах эти инвестиции всегда окупаются с лихвой.
- У каждого коуча должен быть свой коуч?
- Обязательно, эта практика называется супервизией. Она должна использоваться для отработки сложных моментов в коучинговой практике, для взгляда со стороны на эффективность процесса коучинга и на сохранение нейтральности отношения коуча к своему клиенту. Например, с помощью супервизии более ясным может стать момент, когда именно коучинговые сессии стоит завершить, как избежать излишней эмоциональной вовлеченности в процесс с конкретным клиентом.
* в основе методики GROW (англ. — рост), предложенной Дж. Уитмором, лежит определенная последовательность (технология) постановки эффективных вопросов.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?