Терки с начальством. 5 способов нормализовать ситуацию
Как выйти из состояния недопонимания с самым важным человеком на вашей работе – вашим непосредственным начальником? Как уладить разногласия, если вы видите несправедливую оценку вашего труда и возможностей, порталу HR-tv.ru рассказал Юрий Никитин , HR-консультант международного кадрового холдинга.
В споре рождается истина. Его цель – сделать союзником своего противника. В споре противники не хотят обидеть своего оппонента, а наоборот, стараются привлечь его на свою сторону. Такой конструктивный конфликт может даже помочь в решении назревших проблем.
Читайте также: Руки вверх! Конфликты в компании – как поступать руководителю?
Ссора – это пример деструктивного конфликта, где манипулятивное поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоции, а не решить проблему.
Что делать, если это конфликт с начальником?
Уберите из восприятия ситуации эмоции – останется ситуация. Оценив ее максимально отстраненно, занимая нейтральную точку зрения, можно найти решение. Сохраняйте спокойствие и будьте готовы к компромиссам. Это верный способ прийти к согласию. Не ставьте ультиматумы, ведь вы можете стать заложником своих слов.
Даже если правы вы, весьма велика вероятность, что вышестоящее руководство примет сторону начальника. Будьте честны с собою – если вы не ключевой сотрудник, то (в самом крайнем случае) вас проще уволить и найти более лояльного. При этом ключевая роль в бизнесе не снимает с вас ответственность за свое будущее. Профессиональный рынок довольно узок, и репутация – один из двигателей карьеры. Это не значит, что вам следует «прогибаться», общайтесь с достоинством, и если вы столкнулись с неуравновешенным характером и конструктивного диалога не получается, возможно, следует поменять место работы.
Лучший способ выиграть конфликт – это его избежать, вам все-таки работать в этой компании. Следует ориентироваться по ситуации – например, если ваш руководитель проявил несвойственный ему всплеск эмоций, возможно, в его жизни что-то произошло. Чувствуете излишнюю опеку и контроль? Обсудите это – прояснение зоны ответственности и системы отчетности может наладить ситуацию. При этом – чем больше вы показываете ответственности, тем больше доверия приобретаете. Иногда простой откровенный разговор может уладить ситуацию и станет началом плодотворной совместной работы.
Что делать если начальник допускает ошибку? Донесите свою точку зрения. Лучше это сделать в подходящее время, когда у руководителя хорошее настроение и он может уделить вам внимание. Постарайтесь понять позицию начальника, узнать его логику действий, используя уточняющие вопросы и парафразы. Возможно, вы что-то упустили. Если после этого вы по-прежнему уверены в своей правоте, то можете помочь начальнику взглянуть на ситуацию с другой стороны, используя технику «давайте представим» или задавая наводящие вопросы. Тем, кто привык говорить прямо, следует помнить о тактичности. Вы действуете в интересах компании. Работая в команде, вы хотите поделиться своими соображениями и принести пользу. Дайте понять, что именно поэтому вы сейчас обсуждаете этот вопрос. Однако решение принимает руководитель, так как за конечный результат отвечать ему.
Человека невозможно перевоспитать. Если ваш руководитель предпочитает крик в общении, то либо меняйте отношение к такой ситуации, либо увольняетесь из компании. Хорошо делая свою работу, вы объективно будете понимать, что с профессиональной точки зрения претензий нет. Поэтому крики начальника – это лишь его способ поднять заниженную самооценку. С такой точки зрения ситуация приобретает другую окраску.
Несоблюдение корпоративных ценностей, излишние нагрузки, неэффективный менеджмент – все это может стать причиной разногласий. Следует расставить приоритеты, насколько далеко вы готовы пойти, отстаивая свою точку зрения.
Если вы чувствуете, что вас хотят покритиковать, то можете использовать следующий алгоритм действий:
1. Внимательно выслушайте, при этом давая понять, что вы слышите, например, кивком головы.
2. Проясните ситуацию для самого себя – чем конкретно недоволен руководитель? Максимально корректно задавайте уточняющие вопросы, чтобы разобраться, что именно не так.
3. Обсудите дальнейший план действий и уточните, какие именно предполагаются изменения в ваших методах или задачах.
4. Поблагодарите за замечания и советы, ведь вам уделили время.
5. Попросите о помощи. А почему нет? Попросите привести примеры, почитать литературу, указать направление. Если вы получите эту помощь, то приобретете советчика и помощника.
Мы все имеем право получать вознаграждение за свою работу. Мы имеем право быть услышанными. За нами все права, и все права, гарантированные конституцией. Однако уважение мы можем получить, лишь проявляя его в своих поступках. Это внутренняя энергетика, которая чувствуется оппонентом.
Читайте также: Как развить качества лидера у свежеиспеченного начальника
Очень важно сохранять положительную атмосферу. Позаботьтесь об этом – это в любом случае благотворно скажется и на работе компании, и на вашем состоянии.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?