Ошибки при формировании информационной безопасности в компании. Ч. 1.

В текущих реалиях российского бизнеса еще бытует убеждение, что для формирования информационной безопасности в компании нужно всего лишь нанять специалиста по ИБ. При таком сценарии руководство компании просто забывает обо всем, что с этой безопасностью связано, а за все проблемы отвечает нанятый специалист. Ведь теперь есть тот, кому официально делегирована вся эта головная боль.

Арина Васильева, ICL Services, Основные ошибки при формировании информационной безопасности в компании. Часть первая, информационная безопасность, формирование системы управления информационной безопасностью, ИБ, кибербезопасность, безопасность информационная, информационные технологии

И этого для многих компаний, работающих в различных отраслях бизнеса, будет достаточно, как минимум, для соответствия законодательству. А если нанятый человек попытается что-то изменить в системе безопасности, за которую он отвечает, то на него будут смотреть косо, как руководство, так и коллеги.

Читайте также: Как уберечь себя от хакерских атак и научить этому сотрудников

Представим ситуацию: в такую компанию наняли Иннокентия. (*В данной утрированной истории предлагаем рассмотреть распространенные сложности и ошибки при погружении в этот «дивный новый мир» для российского бизнеса – формирование системы управления информационной безопасностью).

«Иннокентий, нам бы просто пройти проверку…», – поставил задачу эксперту по ИБ директор компании. Но Иннокентий решает изменить мир.

Ситуация первая. «Иннокентий, мы тебя не для того наняли, чтобы ты нас своими вопросами и идеями грузил» – отсутствие вовлеченности руководства в вопросы ИБ.

Когда руководство абстрагируется от участия в управлении ИБ, и более того, не видит в ИБ смысла, кроме как в выполнении требований законодательства и регуляторов, то можно лишь посочувствовать Иннокентию, так как без участия руководства не построить работающей системы управления ИБ. Бизнес говорит на языке денег, а значит типовые аргументы начинающего специалиста, в духе «так безопаснее», «эта система лучше», «на западе это давно внедрили» и т.п., не будут для топ-менеджмента убедительными.

Получается, чтобы заручиться поддержкой руководства в рамках внедрения и эксплуатации системы управления ИБ, необходимо продать им ее, т.е. доказать, что инвестиции в ИБ окупаются и открывают новые горизонты для развития бизнеса.

Допустим, Иннокентию удалось убедить руководство инвестировать в ИБ. «Иннокентий, вот тебе деньги, покупай уже, что хочешь». Наш герой начинает искать всяческие передовые системы защиты информации, чтобы сделать все «секьюрней некуда». Но, к счастью, у одного из вендоров в нашей истории ему попадается опытный консультант, который задает ему вопрос: «Иннокентий, а для чего вам все это»?

Ситуация вторая. «А какую задачу я решаю сейчас?» отсутствие понимания потребностей заинтересованных сторон, целей ИБ, их соответствия целям компании и области применения системы управления ИБ.

Получается, что Иннокентий, окрыленный выделенным бюджетом, забыл, что собирался сформировать систему управления ИБ, а не купить себе новые игрушки, не подумал для кого он это делает, а главное для чего. Иннокентий снова идет к руководству.

При хорошем исходе он получает ответы на интересующие его вопросы и понимает, что всю эту информацию надо задокументировать, чтобы ни он, ни руководство, ни иные заинтересованные стороны ничего не забыли и конечный результат соответствовал их ожиданиям. Так в муках у Иннокентия родилась Политика информационной безопасности, которую он решил использовать в качестве фундамента для системы управления информационной безопасностью (СУИБ).

Ситуация третья. «Кто отвечает за ИБ? ИБэшник» отсутствие распределения ответственности и полномочий.

Арина Васильева, ICL Services, Основные ошибки при формировании информационной безопасности в компании. Часть первая, информационная безопасность, формирование системы управления информационной безопасностью, ИБ, кибербезопасность, безопасность информационная, информационные технологии

Иннокентий из последних сил, но тщетно, пытается взаимодействовать с подразделениями компании, но все в голос твердят, что это не их проблемы, и слушать его никто не хочет. «Какие еще процессы? Не мешай работать. Мы тебе свою работу не навязываем».

Смотрите также: Взаимодействие HR со Службой безопасности

Иннокентий идет к руководству и озвучивает, что для достижения поставленных целей ИБ и, соответственно, возврата инвестиций, нужно определить полномочия и ответственность для всех, имеющих отношение к СУИБ, так как ИБ – это дело общее. Рычаг найден, и теперь у Иннокентия есть согласованная возможность донести цели ИБ и процессный подход до своих коллег. А также проконтролировать выполнение будущих задач в рамках поддержания и эксплуатации системы управления ИБ.

Продолжение следует.

Фото ICL Services

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.