Крутой сервис, продвинь себя сам. О стартапе и наивности
"Я думал, что такой крутой сервис сам будет себя двигать и никаких расходов не понадобится… О, как я был наивен…"
О нише, которую не заметили профессионалы турбизнеса, о сложностях поиска инвесторов и работы с программистами, и совете бизнес-астролога, оказавшемся на удивление дельным, порталу HR-tv.ru в специальной рубрике о бизнес-начинаниях рассказал Илья Отькало, директор онлайн-сервиса по конструированию туров Tourex.me.
- Илья, как появилась идея?
- В туризм я пришел с многолетним опытом руководства проектами по автоматизации бизнеса в различных отраслях. И сразу понял: в этой отрасли с автоматизацией полная беда. Начал общаться в профессиональном туристическом сообществе. Там мне объяснили, что, мол, я ничего не понимаю, туризм автоматизирован по полной программе. Ситуация типичная: профессионалы просто не видят, что такое настоящая автоматизация . Пора мне задействовать свой опыт.
Будучи генеральным директором туроператора "Веселый ветер", я понял основные подводные камни автоматизации сборки и продажи экскурсионных туров. Вся сложность в том, что их нельзя собрать на одном ресурсе из-за того, что каждый туроператор использует свой формат, единого формата нет.
Суть идеи в двух словах: создаем формат. Формат сборки туров. Не пытаемся собрать туры из сторонних источников. Привлекаем туроператоров собирать туры на нашей платформе.
Читайте также: Нас поддержал… бизнес-ангел: как один стартап пересек долину смерти
- Как делались первые шаги?
- Изначально я думал, что такой крутой сервис сам будет себя двигать и никаких расходов не понадобится. Предполагал, что сейчас найду одного из знакомых программистов, заинтересую его будущими золотыми горами, и дело пойдет… О, как я был наивен…
Программиста я найти смог, благо не один год ими руководил. Однако через несколько месяцев, после частичного написания программы с постоянным оттягиванием сроков, дело встало. Программист "остыл", поняв, что система значительно сложнее, чем казалось.
Нужно было что-то предпринимать: очевидно, что проект без финансирования не взлетит...
- Где были найдены деньги для старта?
- После долгих раздумий и поисков решения инвесторы были найдены. Ими стали два бизнес-ангела, которые уже вложились в другой мой проект. Я благодарен судьбе, что встретил этих людей. Я их искренне уважаю и доверяю им. А без этого хорошее дело не взлетит.
Читайте также: Если мыслишь по-деловому, недомогание – повод для стартапа
- Что вы можете назвать первой удачей?
- Главной удачей было, безусловно, привлечение инвесторов. Без этого я мог долго убеждать людей, какой у меня крутой проект. Очень сложно донести до кого-то революционность идеи.
В среднем мне требуется минимум час, чтобы человек зажегся , поняв, что с этим уникальным сервисом туристы могут удобно сравнивать туры, быстро выбирать, и при этом цена будет значительно дешевле.
Большинство же думало, что это очередная попытка динамического пакетирования. Но этим сейчас занимаются очень многие, и инвестиции в динамическое пакетирование колоссальные. А на экскурсионные туры никто не смотрит - рынок значительно меньше, чем рынок "пляжных" туров.
Мне повезло с инвесторами потому, что они уже инвестировали в туристическую отрасль, и донести суть идеи до них было проще, чем до других.
- А в каких ситуациях опускались руки?
- Руки не опускались никогда: я всегда верил в проект. Но немного страшно было, когда инвесторы поняли, что денег и времени понадобится значительно больше , чем предполагалось.
Я боялся, что средства найти не удастся, и проект встанет. Видел их искренние переживания, но не знал, чем я могу помочь кроме плодотворной работы. Но все обошлось, и систему все же удалось успешно запустить!
Читайте также: "Кто бы мог подумать, что идея для бизнеса найдется в туалете"
- Почему при возникновении сложностей вы все-таки продолжали начатое: видели свет в конце тоннеля или просто есть привычка всегда заканчивать то, к чему приступили?
- И свет в конце тоннеля, и привычка завершать начатое. Но прежде всего - голые факты: в проекте столько ноу-хау, что он просто не может не привлечь внимание.
Начав с самых низких цен из-за отсутствия посредников и заканчивая автоматическим подбором авиабилетов, который мы планируем реализовать в ближайшем будущем. Когда твоя идея воплощается в жизнь, нет времени на нытье : нужно работать.
- По каким признакам вы сейчас видите, что не зря занялись этим стартапом?
- Мои инвесторы сразу посмеялись над планами запустить проект без денег. Но теперь стало ясно, что и оговоренные с ними суммы и сроки инвестиций тоже были наивно недооценены. Но ведь наш стартап – не первый среди тех, чья ресурсоемкость была недооценена.
Тем не менее, я счастлив, что проект удалось запустить. Ведь мы создали поистине уникальный маркетплейс, объединяющий экскурсионные туры по всему миру. Такого сервиса нет ни в России, ни в мире: это абсолютно уникальный продукт.
Пока все вокруг парсят друг у друга предложения по авиабилетам, отелям, экскурсиям, и перепродают с копеечными наценками, мы создали удобную систему сборки и продажи туров, которая позволяет принимающим туроператорам продавать готовые туры напрямую туристам.
И при этом мы - не просто интернет-посредник, а официальный туроператор, несущий ответственность перед туристом. Теперь нет необходимости в отправляющем туроператоре и турагентстве. Мы делаем путешествия доступнее, открывая туристам Россию и мир. Разве это не прекрасно?
- Каков прогноз относительно успеха на ближайшее и отдаленное будущее?
- Моя жена - бизнес-астролог. Когда она, имея психологическое и управленческое образование, начала заниматься астрологией, я был настроен крайне скептически. Но после серии удачных советов, которые помогли мне стать успешнее, стал прислушиваться. Один из ее главных советов: нигде не распространяйся о своих будущих успехах, держи это в себе. И тогда все взлетит, вот увидишь! Я ей верю…
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?