"Маркетплейс офлайн-курсов нужен рынку, но он об этом еще не знает"
Люди всегда будут учиться, справедливо отмечает наш сегодняшний гость – основатель проекта Courseburg Александр Альхов . Мы пригласили его на HR-tv.ru рассказать о стартапе, призванном преодолеть "тотальную безграмотность и повсеместную некомпетентность".
Насколько актуально делать ставку на офлайн-обучение при всеобщем увлечении развивающими онлайн-роликами, почему у стартаперов хромает диалог с инвесторами, где в России аномальный спрос на курсы массажа и люди какого возраста наиболее рационально подходят к вопросу, чему и как учиться? Мы поговорили и о самом стартапе, его успехах, трудностях и пе рспективах – и о любопытных трендах в обучении, которые выявила команда Александра еще перед стартом проекта.
Материал публикуется в рамках специальной рубрики.
Для справки
СourseBurg.ru – маркетплейс для городских офлайн-курсов. На данный момент работает только по Санкт-Петербургу, в сентябре планируется запуск на Москву.
- Александр, как появилась идея стартапа?
- Мне всегда хотелось сделать большой и полезный миру проект, а не маленький бизнес (такой у меня уже был, и это скучно). Я долго искал “большую” тему и, надеюсь, нашел ее.
Люди всегда будут учиться, люди всегда будут переучиваться. И мировые тренды это только подтверждают. Согласно исследованиям, в США средний американец меняет свою профессию кардинально раз 5 в жизнь.
Многие сейчас занимаются онлайн-курсами и образовательными проектами в Интернете, так как это быстрые и большие деньги. И это хорошо, рынок онлайн-курсов растет и будет расти дальше.
Но какие-то вещи невозможно изучать в онлайне, по крайней мере, на достойном уровне. К тому же, по статистике udemy, онлайн-обучение заканчивает всего 15% учащихся, даже не смотря на то, что они оплачивают свои курсы.
Поэтому наш проект создан, чтобы бороться с этими проблемами – тотальной безграмотности и повсеместной некомпетентности.
Читайте также: "Трудности стартаперов в России связаны с инвесторами и бюрократами"
- Как делались первые шаги?
- В конце прошлого года я ещё работал в проекте Evapolar, проект и команда подобралась отличная, но постепенно я понял, что хочу чего-то другого. В январе еще доделывал сайт для них, а с февраля уже занялся маркетплейсом для городских курсов.
Мы начали с изучения рынка, конкурентов и общения с организаторами курсов, анализа потребностей учеников и того, как они выбирают курсы. Потом собирали и долго анализировали семантическое ядро, чтобы правильно спроектировать сайт. Пока это все длилось, первый наш программист умудрился построить семью и переехать жить в Москву. Пришлось искать другого.
Месяца 1,5 назад мы выложили текущую версию сайта и постоянно ее дорабатываем и выкладываем новые категории курсов.
Получили несколько ценных советов от друзей и экспертов на разных мероприятиях.
Читайте также: Легкий способ выучить иностранный язык – существует?
- Какие интересные тренды в обучении удалось выявить? Чему люди хотят учиться больше всего в настоящий момент?
- Очень сильно зависит от региона: в Москве и Санкт-Петербурге языковые курсы бьют все рекорды. А в некоторых городах юга России аномальный спрос на курсы по массажу , в некоторых – спрос на макияж. Как ни странно, падение спроса – не летом, как это обычно думают, а весной. Так как люди в ожидании лета, видимо, меньше записываются на курсы больше 2-3 недель.
Растет спрос практически на все на 20-30% в зависимости от ниши. Так как рынок труда реагирует медленно, а людские представления о том, куда лучше идти учиться, меняются еще медленнее, мы видим лаг (задержка – прим. редакции) между реальным ростом спроса на специальность и спросом на курсы в районе 2-х – 5-ти лет. И когда специальность становится модной, она перестает быть перспективной и высококонкурентной. Но люди продолжают хотеть ее приобретать, к сожалению.
- А к чему интерес угасает?
- Ярко бросается в глаза только падение спроса на курсы танцев . С танцами вообще милый момент: у них огромная конкуренция, и по количеству их только чуть-чуть меньше, чем школ английского языка, а пик запросов приходится на август и сентябрь, я не знаю, с чем это связано.
Может, читатели в комментариях расскажут свои догадки. Детально данные по рынкам мы опубликуем через несколько месяцев, когда соединим данные из разных источников.
Читайте также: Тверк для главбуха, или как не надо танцевать на корпоративе
- Где были найдены деньги для старта?
- Пока развиваемся на те деньги, что мне удается зарабатывать, это около 80-100 тысяч в месяц. На текущие траты пока хватает. Пообщались с инвесторами, но пока их предложения нам не кажутся привлекательными.
- Что вы можете назвать первой удачей?
- Как ни странно, это отличные люди, которых удалось привлечь в проект. Первые заявки от учеников тоже радовали, как и первые подключенные организаторы курсов. Но люди – пока это наш самый ценный актив. Сейчас в команде 4 человека, и каждый специалист в своей отрасли, и еще 2, надеюсь, скоро тоже станут частью команды.
- А в каких ситуациях опускались руки?
- Общение с потенциальными инвесторами оказалось не слишком приятным опытом. За все время встретилось только 2-3 нормальных человека, которые задавали правильные и не всегда приятные вопросы, потом давали визитки и предлагали связаться, как только мы достигнем определенных результатов. Но в остальном это цирк с конями.
Мне, слава богу, есть с чем сравнивать: во время работы в Эстонии мы общались с большим количеством европейских и американских инвесторов. Там уровень диалога, вопросов и предложений совершенно другой, надеюсь, у нас тоже когда-нибудь так будет.
- Почему при возникновении сложностей вы все-таки продолжали начатое?
- То, что мы сейчас начали делать, – на самом деле, нужно нашему рынку, даже если он об этом еще пока не знает. Появление маркетплейсов и их лидерство во многих отраслевых нишах – это логичный ход развития бизнеса в Интернете.
Читайте также: Интернету кризис на пользу: сюда идет бизнес в поисках каналов продвижения
- По каким признакам вы сейчас видите, что не зря занялись этим стартапом?
- Мы активно ускоряемся, подключаем больше организаторов, выкладываем курсы быстрее и лучше. Постепенно улучшаем конверсию на сайте и растем в поисковой выдаче. Каждая маленькая победа приближает нас к цели.
- Каков прогноз относительно успеха на ближайшее и отдаленное будущее?
- По нашим расчетам, нам понадобится 2-3 года, чтобы встать на крыло в России и занять заметную часть рынка во всех целевых городах-миллионниках. А потом в планах – Европа, Южная Америка и еще ряд перспективных рынков, с низкой конкуренцией и где рынок примерно похож на наш. До этого надо еще дойти, а пока наша ближайшая цель – заполнить 15 самых популярных категорий курсов в Москве и Санкт-Петербурге.
ТРЕНДЫ В ПОИСКЕ КУРСОВ
- Александр, назовите эти самые популярные направления обучения.
- Самые распространенные – это языковые курсы, особенно, конечно, английский . На втором месте – большая группа запросов, связанных с курсами по уходу за собой и индустрии красоты (курсы парикмахеров, наращивание волос и ресниц, маникюра, макияжа и других). На третьем месте – всевозможное повышение квалификации , это ищут все – начиная от учителей до финансовых аналитиков. Дальше идут обычные курсы бухгалтеров, дизайнеров, курсы по фотографии, поваров и даже кройки и шитья. В основном это то, чему, как считается, "круто учиться".
Но у ряда таких профессий сокращающийся и конкурентный рынок труда. Для человека важно понять, чего он хочет на самом деле, а не тратить время на любые курсы, которые есть на рынке.
- Всегда ли интерес к обучению связан с деятельностью (настоящей или будущей)? Или многие учатся "для себя"?
- Учитывая возрастные показатели и тематики курсов, учеников можно разделить примерно на три группы: люди 22-27 лет часто учатся, чтобы попробовать себя в чем-то, и пробуют если не все, то много или просто для времяпрепровождения; те, кому 27-35, обычно уже знают, что хотят, и часто это новые профессии или развитие навыков; аудитория 36+ уже чаще всего ищет курсы повышения квалификации или курсы для души, есть среди них те, кто тоже хочет все поменять, но таких обычно мало.
Соотношение "по рабочим" навыкам и "для себя" выделить проблематично, типовой курс английского - для себя или по работе? А если девушка в 35 лет решила записаться на курсы маникюра – это для себя или она хочет получать больше, будучи мастером по маникюру, чем когда работала в офисе?
Читайте также: "IT – это технологии только на 30%, остальное – маркетинг, люди и удача"
- Какие еще навыки невозможно приобрести онлайн? Ведь именно на навыки, приобретаемые офлайн, вы делаете ставку?
- Сложный вопрос, при желании и нейрохирургии, наверное, можно научиться онлайн. Если серьезно, то в онлайне логично учиться тому, что завязано на объектах из реального мира: люди, техника и электроника. Можно ли научиться класть плитку в ванной и делать прическу – наверное, да, но без реальной практики во многих профессиях сложно. Для многих практика пока необходима. И чем больше компьютеры заменяют людей, тем большему количеству из нас придется переучиваться.
Но не думаю, что мы с вами доживем до того дня, когда сделают робота-сантехника , если такие вообще появятся в ближайшие лет сто, уж больно работа ювелирная. Кстати, даже средний сантехник получает сейчас от 80 до 150 тысяч в месяц – это больше, чем хороший сотрудник в офисе с 2-3 высшими и хорошим английским.
Да, рынок онлайн-обучения растет на 30% чуть быстрее офлайна, где рост в среднем 25%. Но если сравнивать рынок в деньгах, то это 3% в онлайне, против 97% в офлайне. И причем это не российская особенность, а общемировая.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?