Конкуренция — залог успеха компании

В любой команде конкуренция может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. При эффективном управлении конкуренция может подтолкнуть отдельных людей или целую команду к достижению новых высот. Однако если конкуренция не контролируется или становится токсичной, это может привести к конфликтам и снижению эффективности. О том, как развивать в команде здоровое соперничество, используя его преимущества для решения бизнес-задач, делится руководитель департамента по работе с персоналом УК Zeppelin Татьяна Галкина.

Почему возникает нездоровая конкуренция?

  1. В команде нет культуры обратной связи. Когда члены команды не могут эффективно общаться, это может привести к недоразумениям, кривотолкам и конкуренции, основанной на предположениях, а не на фактах. Это создает враждебную и нездоровую рабочую среду.
  2. Недостаток доверия в коллективе. Доверие — критический элемент здоровой командной динамики. Когда доверия не хватает, члены команды могут почувствовать необходимость конкурировать друг с другом, чтобы защитить свои интересы.
  3. Несправедливая система вознаграждения. Если системы премирования в команде воспринимаются несправедливыми или предвзятыми, это может создать токсичную рабочую среду. Например, разная загрузка на одних и тех же позициях, или существенные различия в размере заработной платы между сотрудниками, чьи обязанности схожи или дополняют друг друга. Когда люди чувствуют, что признание и вознаграждение распределяются несправедливо, они прибегают к нездоровым методам соперничества внутри коллектива.
  4. Отсутствие командной сплоченности. Когда члены команды не чувствуют единства, это создает конкурентную среду, в которой каждый человек сосредоточен на своем собственном успехе, а не на коллективных целях. Отсутствие сплоченности — прямой путь к появлению токсичного соперничества между работниками.

Роль руководителя в решении конфликтных ситуаций на фоне конкуренции

Конфликты на работе — всегда деструктивный элемент в рабочих процессах.

В коллективе, где конфликт возникает на фоне конкуренции, руководителю крайне важно оперативно и эффективно разрешить ситуацию. Для этого есть несколько способов.

Важно прояснить ситуацию. Необходимо пригласить участников сторон конфликта для беседы, так как это поможет понять проблему с разных точек зрения. Вероятно, будут взаимные претензии и эмоциональные высказывания, исходящие от сотрудников. Руководитель должен оставаться нейтральным и избегать принятия какой-либо стороны, чтобы сохранить объективность. Его роль — сбор информации об отношениях сотрудников, мотивах их действий, узнать подробнее об отношениях людей до возникновения конфликта. Далее важно раскрыть видение каждой стороной желаемого будущего результата разрешения конфликта. Не исключено, что эти видения будут недостижимыми, но необходимо понимать, чего хочет каждый участник процесса. Крайне важно поддерживать связь, даже если кажется, что переговоры зашли в тупик. Ключ в том, чтобы оставаться сосредоточенным на основной проблеме и поощрять прогресс в направлении примирения. Затем нужно постараться перейти к поиску решения конфликтной ситуации. На этом этапе необходимо найти вариант, который устроит всех участников. Если вопрос стоит в несправедливой, по мнению одной из сторон, оплате труда, можно задуматься о пересмотре выплат. Главное — обозначить период, в течение которого руководитель вернется к обсуждению этой темы. Если кто-то из сотрудников недоволен уровнем загрузки по сравнению с другими коллегами, стоит четко обговорить, что именно входит в перечень его обязанностей, очертить зону ответственности.

После того, как решение найдено, его следует еще раз проговорить. Подчиненным важно осознавать, что их мнение учтено, а интересы соблюдены. Также стоит обратить внимание на дальнейшую динамику в коллективе.

Конфликты сотрудников могут указывать на проблемы в организации. Чтобы свести к минимуму неприятные случаи между сотрудниками, руководители должны сосредоточиться на построении прочных отношений и комплексно подходить к анализу ситуации.

Мужчины vs. женщины

Разница в конкуренции между мужскими и женскими коллективами на работе может варьироваться в зависимости от таких факторов, как отрасль, корпоративная культура и индивидуальная динамика внутри команд. Важно отметить, что следует избегать обобщений, поскольку каждое рабочее место уникально, и люди в командах привносят свои личностные качества, навыки и амбиции.

При этом практика показывает, что в соревнованиях между мужскими и женскими командами есть некоторые общие закономерности. Мужские коллективы часто проявляют более открытую и прямую конкуренцию, которая характеризуется напористостью, саморекламой и ориентацией на индивидуальные достижения. Этот тип конкуренции иногда может привести к агрессивному или конфронтационному поведению, поскольку люди стремятся выделиться и получить признание.

Женские команды, напротив, как правило, поощряют более сплоченный стиль соревнований. Это можно охарактеризовать сосредоточением внимания на построении отношений, совместной работе и поддержке успеха друг друга. Женщины часто отдают приоритет коллективным достижениям и могут уделять больше внимания поиску и достижению консенсуса.

Как помочь сотрудникам конкурировать эффективно: чек-лист

Четко определите цели команды и убедитесь, что все их понимают.

  1. Поощряйте обратную связь: подчеркивайте важность конструктивной обратной связи внутри команды. Создайте среду, в которой приветствуется открытое общение, когда члены команды могут свободно коммуницировать, чтобы помочь друг другу стать лучше. Важно, чтобы все члены команды понимали: конкуренция — средство повышения производительности каждого, а не инструмент для подрыва позиций других.
  2. Обозначьте индивидуальные сильные стороны каждого сотрудника: оцените навыки каждого члена команды и распределите роли, где их сильные стороны будут задействованы эффективнее всего. Когда люди чувствуют, что их ценят и поощряют делиться своим опытом, возникает здоровая конкуренция.
  3. Обеспечьте регулярную обратную связь и признание: предлагайте конструктивную критику и предложения по улучшению работы, чтобы помочь членам команды совершенствоваться. Признавайте и отмечайте их достижения. Это способствует постоянному росту и мотивирует людей конкурировать с собой и другими.
  4. Делайте акцент на командной работе и общем успехе: укрепляйте идею о том, что успех команды — результат коллективных усилий. Таким образом, конкуренция будет сосредоточена на общих целях, а не на индивидуальном соперничестве.
  5. Установите контрольные показатели производительности. Обозначьте четкие показатели для измерения индивидуальной и командной производительности. Это обеспечит четкую основу для «соревнований» и позволит сотрудникам оценивать свой прогресс.
  6. Продвигайте поддерживающую и позитивную культуру: создайте инклюзивную и поддерживающую командную атмосферу, в которой людям предлагается бросать вызов себе и друг другу, сохраняя при этом уважение и спортивный дух.
  7. Поощряйте личное развитие: поддерживайте инициативу членов команды к непрерывному обучению и развитию. Это может включать предоставление возможностей для обучения, наставничества или участия в конференциях. Индивидуальный рост и развитие естественным образом способствуют здоровой конкуренции.

Помните, что цель создания идеальной конкуренции внутри команды — мотивировать людей работать наилучшим образом, одновременно создавая атмосферу сотрудничества и поддержки.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.