Юмор со сливками, или Как разоружить свирепое начальство

Как избегать "головомоек" и нейтрализовать агрессию со стороны руководства? Что это за правило светофора, что помогает в тяжелую минуту, и зачем следить за лексикой босса в его нейтральном состоянии, читайте в рекомендациях экспертов, которые собрал для вас HR-tv.ru.

лицо, торт, шутка, Как обезоружить свирепое начальство, злой начальник что делать, злой босс что делать, босс кричит что делать, шеф кричит что делать, злой шеф, злой руководитель, крик начальника, Екатерина Мариньейро Фаньа, International School of Transactional Analysis, Кристина Косинова, Объединенная Аутсорсинговая Компания, Ирина Баржак, Институт публичных выступлений, Дарья Пантюх


Итак, советы по разоружению:

1. Возьмите на руки внутреннего ребенка

Комментирует Екатерина Мариньейро Фаньа , создатель и руководитель International School of Transactional Analysis:

"Первое, что вам нужно – отвлечь свое внимание, так как крик – это эмоциональное насилие, и на инстинктивном уровне вызывает шок. Подойдут методы: подышать глубоко животом, посмотреть в окно, на руки, любым способом ослабить травмирующего контакта. Мысленно представить своего внутреннего ребенка, взять его на руки и про себя сказать, что это не к нему, и вы как взрослый сейчас разберетесь с ситуацией. Потом вернуться в зрительный контакт с начальником, и кратко, спокойно, без объяснений "почему и зачем", сказать, что вы его слышите, кричать ему для этого ему не нужно, по примеру фильма "Аватар" – я тебя вижу, только без жестов. Далее, после паузы, также спокойно попросите его повторить.

Если начальник продолжает кричать, то просто говорите – извините, я буду готов (а) продолжить разговор, позже, когда мы сможем говорить в более спокойной атмосфере и спокойно покидаете место контакта. Самое главное, когда по отношению к вам проявляют гнев – будьте серьезным, кратким и твердым в голосе и позе, исключаются шутки, мягкость, попытки разрядить атмосферу или перевести тему. Даже если ваш начальник уже близок к психозу или антисоциальный тип, то он выпадет в шок, попробует еще раз проломить ваши границы, и если вы будете тверды, то начнет вас уважать и забудет про крик".

Читайте также: 17 мгновений весны, или список заблуждений молодых (да и не только) лидеров

2. Разоритесь на юмор со сливками

Напротив, не сбрасывать юмор со счетов советует Кристина Косинова , HR-менеджер "Объединенной Аутсорсинговой Компании", рассказывая о том, что нужно делать в ситуации со свирепым начальством:

"Промолчать, тихо извиниться, пообещать исправиться – классика жанра. Обезоружьте бунтующего волевым ударом – юмором. На грубые выпады и нецензурные замечания руководителя можно ответить с ненатянутой улыбкой: "Павел Иванович, с меня завтра вам молоко за вредность вашей профессии, а сегодня – выполненное задание". Правда, в таком случае придется разориться если не на молоко, то на сливки (к кофе пригодятся) или любимый начальником йогурт. Если ситуация повторится, то шутку желательно использовать другую, и здесь вам в помощь – цитаты из фильмов. "Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем", – одна из них.

Юмор со сливками, или Как разоружить свирепое начальство

3. Используйте правило светофора и пяти П

Своими рекомендациями делится Ирина Баржак , генеральный директор Института публичных выступлений:

"Есть ряд классических приемов. Все начинается с постановки цели. Прежде чем зайти к шефу в кабинет, подумайте – о какой проблеме вы хотели бы ему сообщить? Затем обдумайте варианты решения этой проблемы. После – выберите тот вариант, который нравится вам больше остальных. А потом подумайте хорошенько, стоит ли вообще идти к шефу? Один из приемов, касающийся финансирования, я называю "правилом светофора": на рассмотрение руководителю всегда нужно приносить не менее трех вариантов решения задачи. Есть дорогое предложение, аналогичное предложение подешевле, и самое бюджетное предложение, которое по качеству будет уступать первым двум вариантам. Разумеется, рассказав об этих трех предложениях, вы обязаны предупредить о возможных рисках. И наверняка шеф при этом спросит – "А как ты сам думаешь?", ведь вы тут для него являетесь почти экспертом, вы более подробно в этом разобрались. И поэтому выберете заранее вариант, который будете продвигать.

При этом нужно заранее знать ответы на вопросы "Что, где, когда?", чтобы быть готовым к встречным вопросам "Как и почему?" Ваша аргументация должна быть просчитана заранее. Чтобы не сесть в лужу, на вопрос "Почему?" вы должны детально ответить "Потому, что…" Коротко, я называю это Правила 5П: проблема-предложение-почему-почём-потому! На самом деле, шефу не нужны подробности, у него и без того проблем хватает. Пожалейте его и свое время, не заставляйте его думать за вас. Главное – это обосновать проблему и объяснить, какие риски понесет компания, если эту проблему не решить сегодня".

Читайте также: 13 самых грубых ошибок руководителя

4. Слушайте да услышите

Говорит бизнес-тренер Дарья Пантюх:

"Свирепое начальство – сегодня довольно часто встречающийся случай. Как нейтрализовать агрессию со стороны руководства? Здесь важно заметить – не бывает дыма без огня. Первое, что нужно сразу же проверить – не явились ли вы причиной раздражения начальника. Если, глубоко проанализировав ситуацию, вы понимаете, что в какой-то мере послужили причиной этой агрессии, тогда признайте свою ошибку или оплошность. Скажите, что разделяете чувства руководителя, понимаете его реакцию, принимаете свою неправоту и обещаете в такой-то срок все исправить. Если первый пункт не актуален, попробуйте тогда определить, что именно своей агрессией руководитель пытается вам сказать, о чем он просит.

У каждого человека есть ведущие потребности, по разным теориям в среднем их шесть, а ведущих, как правило, две. Если человек злится, проявляет агрессию, значит, какая-то из шести его потребностей не удовлетворена. Что это за потребности? – власть, признание, достижение, порядок, сопричастность и безопасность. Их можно выявить по речевым маркерам, которые человек употребляет в своей речи. Если, например, мы говорим о потребности "власть", то в речи босса вы услышите частое применение таких слов, как: управлять, приказывать, авторитет, контролировать и так далее; "порядок" – детально, по-порядку, процедура, принципы, правила, режим; "безопасность" – незнакомое, беспокоит, риски, сохранность, опасение и так далее. Ваша основная задача – вспомнить, какие слова в основном присутствуют в лексиконе вашего босса, о чем он, как правило, больше всего беспокоится, о чем говорит. Таким образом вы узнаете о его ведущей потребности в данный момент. Если он проявляет агрессию, вполне может быть, что причина именно в неудовлетворении самой важной для него потребности. Ваша задача дать ему это. Если это потребность "признания" – признайте его, похвалите за определенные заслуги, скажите, что без его участия многие бизнес-процессы не были бы такими эффективными или успешными. Если это потребность "порядка" – дайте ему этот порядок. Систематизируйте свою информацию, документы, соблюдайте режим и дисциплину, сдавайте все вовремя, разрабатывайте и предлагайте процедуры и процессы, ведущие к порядку.

Поверьте, понимание и отзывчивость помогают найти особенный подход к вашему окружению. Слыша друг друга, мы достигаем эффективных отношений. Ведь все мы люди: когда нам что-то не дают, особенно то, что очень важно, хочется ругаться и злиться. Если услышать, принять и дать человеку желаемое, то работать и взаимодействовать с ним станет гораздо легче".

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы