Как найти лучших специалистов среди студентов и выстроить с ними долгосрочные отношения
Дефицит квалифицированных кадров— один из главных вызовов современного рынка труда для бизнеса. Но выход есть: объединить усилия, чтобы уже сегодня начать готовить специалистов, способных меняться вместе с миром. Как компании и университеты вместе строят «мост в будущее» и готовят лидеров нового времени — читайте в материале Кристины Потаповой, руководителя отдела по управлению персоналом в компании «Группа Лоджик Старс».
Критическая нехватка кадров – реальность сегодняшнего дня
Ещё недавно компании могли спокойно планировать найм и находить нужных специалистов без лишних трудностей. Однако сегодня всё чаще бизнес сталкивается с трудностями в поиске квалифицированных кадров. Рынок труда стремительно меняется, а вместе с ним и требования к работникам. В результате конкуренция за таланты еще больше обостряется, а кадровый дефицит становится всё более ощутимой проблемой. Особенно это заметно в IT-секторе, в инженерных специальностях, а также среди специалистов с китайским языком. китаеведов и других узкопрофильных специалистов. Согласно исследованию Института технологий управления РТУ МИРЭА, если ситуация не изменится, то к 2027 году дефицит китаеведов в России увеличится втрое.

Кроме того в России ощутимо сокращается численность наиболее востребованной и высококвалифицированной возрастной группы 30-39 лет. В результате растущего дисбаланса, снижение числа работников может достигнуть 30%. Таким образом, демографический спад только усугубляет ситуацию: спрос на профессионалов растёт, а предложения становится все меньше. И в этих условиях бизнес вынужден менять стратегии поиска и удержания новых сотрудников.
Природа кадровой проблемы: консерватизм vs динамика рынка – разрыв нарастает
Рынок труда вместе с его потребностями стремительно развивается: технологии, профессии и даже сами принципы работы меняются с невероятной скоростью. В то же время образовательные программы зачастую не успевают за этими изменениями. От момента появления новой идеи до ее внедрения в университетскую программу могут пройти годы. И получается, что главная задача высшего образования — подготовка конкурентоспособных специалистов для успешного выхода на работу - остается не реализованной. В результате студенты начинают свой профессиональный путь с багажом знаний, который уже, к сожалению, устарел. Главная цель, которая стоит сегодня перед сферой образования, это вернуть связь с тем, что происходит на рынке труда
Эволюция спроса – от узкой специализации к междисциплинарности
В настоящее время мало быть просто хорошим программистом, инженером или аналитиком. Бизнесу нужны специалисты, которые могут работать на стыке нескольких областей: IT + финансы, маркетинг + data science, культура + технологии. Такой запрос делает традиционные образовательные модели еще менее эффективными, ведь они часто узкопрофильны и ориентированы только на одну определенную специализацию.
Какие у этого есть последствия?
Для бизнеса это означает замедление роста, снижение конкурентоспособности и сложности с наймом нужных людей. Для экономики в целом – нехватка инноваций и торможение общего развития.
Но выход есть. Всё больше компаний понимают, что решение проблемы – не просто конкурировать за уже подготовленных специалистов, а активно участвовать в их обучении. Сейчас крупнейшие компании мира приходят в вузы, чтобы строить целые корпоративные образовательные программы, следовательно - подготовить для себя кадры и облегчить процесс найма.
Синергия бизнеса и образования – ключ к подготовке кадров, которые смогут эффективно соответствовать вызовам сегодняшнего дня. Именно об этом – о новой модели подготовки специалистов – мы поговорим далее в нашей статье.

Профессионалы нового времени: Hard Skills vs. Soft Skills – баланс меняется
Мир меняется быстрее, чем когда-либо. Новые технологии, гибридные форматы работы, нестабильность экономической ситуации – помимо необходимых знаний всё это требует от специалистов гибкости, умения быстро адаптироваться и учиться новому. Компании больше не ищут просто «исполнителей», им нужны люди, которые могут думать стратегически, решать сложные задачи и работать в условиях постоянных и стремительных изменений реальности.
Ещё недавно ставка делалась на профессиональные навыки: знание программирования, владение языками, технические компетенции. Сегодня же всё большее значение приобретают soft skills:
Сочетание технических и soft skills. Например, data scientists, которые не только анализируют данные, но и умеют доступно рассказать результаты не техническим специалистам: «Объясни так, чтобы поняла бабушка».
Цифровая эмпатия и эмоциональный интеллект. Сейчас очень развита виртуальная коммуникация в связи с этим появилась понятие «Цифровая эмпатия», где развита способность понимать и реагировать на эмоции других людей через цифровые каналы связи.
Кибербезопасность. Для будущего специалиста очень важен этот навык, не только в IT-сфере, но и для сотрудников всех уровней и направлений. Отделы информационной безопасности проводят некое тестирование сотрудников компании, они рассылают электронные письма на почты сотрудников содержащие подозрительные ссылки и вложения. Цель такого тестирования - выявить, кто из работников может попасться на уловки киберпреступников. Сотрудники, которые перешли по ссылке или скачали файл должны пройти дополнительное обучение по кибербезопасности.
Самоуправление. Способность самостоятельно организовывать свое время и работу. В связи с гибкой формой занятости и удаленной работой такой навык становится критически важным для многих компаний.
Самообучение. Добровольный и самомотивированный процесс приобретения новых знаний, навыков выходит на первое место. Также в это понятие входит умение быстро адаптироваться к новым методам работы и технологиям. В этой связке присутствуют и другие навыки: обучение развивает самоорганизацию, критическое мышление, адаптивность и тд.
Crisis management. Навык находить нестандартные решения в сложных задачах и вызовах. Способность выйти за рамки стандартного мышления и генерировать оригинальные идеи и подходы. Рассматривать проблему с разных точек зрения.
Особенно ценится коммуникация, способность работать в команде, эффективно взаимодействовать и быстро адаптироваться к новым условиям. Более того, Agile-навыки становятся неотъемлемой частью современной рабочей среды: они существенно улучшают коммуникацию внутри команды и повышают качество взаимодействия с клиентом.
Междисциплинарность и T-Shaped специалисты
Работодатели всё чаще ищут специалистов формата T-Shaped с принципиально новым набором знаний. Это профессионалы, которые обладают глубокой экспертизой в своей основной области, но при этом имеют широкий кругозор и знания в смежных дисциплинах. Такая универсальность особенно важна для решения комплексных задач, например, на стыке технологий и гуманитарных наук, маркетинга и программирования, IT и финансов. T-shaped специалисты способны видеть общую картину и легко взаимодействовать с коллегами из других областей. Например, веб-разработчик, который понимает основы компьютерного дизайна и UX, может предложить более ценное решение, чем тот, кто специализируется только на программировании.
Так же приведу классический пример T-Shaped специалистов. В 2017 году ведущая компания в области ИИ объявила о создании подразделения DeepMind Ethics & Society, был сформировали отдел T-Shaped специалистов, где работают технические специалисты, философы, этики и социологи. Отдел исследует влияние искусственного интеллекта на общество и разрабатывают этические рекомендации.
Стремительное развитие искусственного интеллекта и внедрение во все сферы жизни поднимает множество этических вопросов, которые требуют внимания не только технических специалистов, но и экспертов в области этики, философии и социологии. Мир столкнулся с такими проблемами как:
- Защита личной информации. Как обезопасить персональные данные людей, которые используют ИИ?
- Справедливость решений ИИ. Как избежать ситуации, когда ИИ принимает решения основанные на стереотипах?
- Ответственность за принятые решения. Кто несет ответственность за его ошибки?
- Рабочие места и ИИ. Не приведет ли это к массовой безработице?
- Последствия развития сверхинтеллекта. Что произойдет, если люди создадут ИИ, который станет намного умнее человека? Какие могут быть последствия?
Таким образом, взаимосвязь ИИ и этики представляет собой яркий пример того, как современные технологические вызовы требуют междисциплинарного подхода и специалистов с широким кругозором, способных работать на стыке технических и гуманитарных дисциплин.

Lifelong Learning – учёба на всю жизнь
На сегодняшний день традиционное образование зачастую не может дать стопроцентную гарантию успешной карьеры на десятилетия вперёд. Чтобы оставаться востребованными, специалисты должны постоянно учиться и совершенствовать свои навыки. Онлайн-курсы, менторство, кейс-чемпионаты, стажировки – всё это становится неотъемлемой частью профессионального роста. Компании тоже понимают это и начинают предлагать своим сотрудникам программы непрерывного обучения, помогая им развивать сильные стороны и приобретать новые знания.
Вузы нуждаются в экспертизе бизнеса
Как мы поняли, современное образование испытывает определенные трудности и не всегда успевает за темпами рынка. Университеты предлагают фундаментальные знания, но часто им не хватает практического понимания бизнеса и его потребностей в данный момент времени. Компании же заинтересованы в выпускниках, которые не просто знают теорию и умеют, например, найти значение “x” в математическом уравнении, но и могут сразу включиться в работу и тем самым решить одну очень важную задачу любой компании - снизить затраты на адаптацию новых сотрудников.
Поэтому всё больше работодателей активно сотрудничает с вузами, помогая им обновлять учебные программы, внедрять практико-ориентированные курсы и давать студентам реальный опыт на стажировках и практиках. Это выгодно всем: студенты получают карьерные перспективы, университеты – востребованные программы, а компании – перспективных специалистов, готовых к реальным задачам.
Компании заинтересованы в "готовых" выпускниках, и они ожидают, что выпускники будут адаптированы к реалиям бизнеса. Сотрудничество с вузами – это как раз возможность "выращивать" кадры под свои нужды, ведь бизнес обладает актуальным знанием о рынке труда и технологических трендах. И в том числе это способствует развитию тех актуальных навыков и компетенций, о которых мы говорим выше (междисциплинарность, софт скилы и тд).
Ответственность бизнеса – шире, чем просто найм
Компании всё чаще берут на себя роль полноценных партнеров в образовательном процессе. Они участвуют в разработке учебных программ и их модернизации, проводят лекции, организуют стажировки и менторские программы. Ответственность образовательного бренда, которую несет на себе бизнес, гораздо больше и шире утилитарной подготовки “кадров под себя” - это вклад в комплексное развитие человеческого капитала и всей отрасли в целом.
Инициативы компаний и вузов – примеры и перспективы
Когда дело доходит до подготовки кадров, теории недостаточно — нужны реальные практики и работающие механизмы. Хорошая новость в том, что многие компании, в том числе и российские, уже сегодня внедряют образовательные инициативы и тем самым помогают вузам адаптироваться к новой реальности.
Например, Яндекс совместно с ведущими университетами России и СБЕР запустил первый в России бакалавриат для будущих разработчиков ИИ. Также важный шаг в сторону синергии бизнеса и образования сделал Т-банк с его проектом Центральный университет.

Еще один интересный пример, который хорошо иллюстрируют и подтверждает, что партнерство между компаниями и вузами не просто временный тренд, а стратегическая необходимость, - опыт компании Группа Лоджик Старс. ГЛС провел исследовательский проект по межкультурной коммуникации для студентов ВАВТ и НИУ ВШЭ. Результатом стало изучение особенностей работы в российско-китайских командах, а также обмен знаниями между студентами и специалистами компании. Однако проект показал и типичные вызовы в процессе сотрудничества вузов и бизнеса. Например, компания столкнулась с конкуренцией интересов у студентов и длительными переговорами с университетами. Многие вузы готовы к партнерству, но согласование формальностей может затянуться на продолжительный период. Опыт ГЛС показал: чем больше будет реализовано подобных проектов и инициатив, тем легче и эффективнее станет механизм такого взаимодействия.
Мост в будущее
Сегодня рынок труда — это поле постоянных изменений, и единственный способ оставаться на плаву — работать на опережение. Кроме устранения кадрового голода, компании, которые инвестируют в образование, реализуют еще одну важную задачу - создают целую экосистему для подготовки будущих лидеров. Вузы, открытые к диалогу с бизнесом, получают доступ к актуальным знаниям, новейшим технологиям и реальным кейсам, а значит, могут готовить востребованных специалистов.
Ключ к успеху — долгосрочная стратегия. Единичные проекты важны, но только системный подход позволит преодолеть разрыв между академической средой и рынком труда. Чем активнее бизнес вовлекается в образовательные процессы, тем быстрее мы придем к модели, где выпускники не ищут работу, а становятся частью компаний еще в процессе обучения.
Мы уже видим, как успешные примеры синергии меняют ландшафт образования и рынка труда. В ближайшие годы такие инициативы станут нормой, а не исключением. И это главный шаг к будущему, в котором качественное образование и перспективная карьера идут вместе.
Что Вы думаете об этом?