Как навсегда избавиться от "сложных клиентов"?

Мы планировали пообщаться о проблеме сложных клиентов, но наша гостья сразу предупредила, что говорить об этом не будет. Нет у компании сложных клиентов, есть лишь "нестандартные" ситуации"! О своем подходе к ключевым понятиям сервиса, который меняет установки и позволяет клиенту чувствовать особое отношение, порталу HR-tv.ru в специальной рубрике рассказала Виктория Лисицына , внутренний консультант по коммуникации с гостями компании "Кантата".

Для справки

Компания – классический представитель B2C, ритейл, продажи чая, кофе и сладостей ручной работы. Работает свыше 16 лет, имеет более 120 магазинов по всей России. Исповедует подход "Мы не работаем с клиентами. Мы работаем с гостями".

кактус, растение, горшок, сложный клиент, сервис, трудный клиент, конфликт, гость, как работать с клиентами, работа в нестандартной ситуации, Виктория Лисицына, Кантата, магазин, обслуживание клиентов, консультанты, общение с клиентом, как завоевать клиента, атмосфера, бизнес, работа

- Виктория, что это за подход к клиенту, который вы практикуете в вашей компании?

- "Гость" – это больше, чем клиент. Каждый сотрудник компании называет и, что еще важнее, относится к людям, которые заходят в наши магазины, как к гостям. Такое отношение существенно влияет на качество сервиса. Общение консультантов становится более искренним, на все просьбы и вопросы гостей консультанты реагируют доброжелательно. Понятие "сложный клиент" или сложный гость" мы заменяем на "нестандартная ситуация", то есть "ситуация, в которой я не знал, как действовать".

Эта установка меняет подход к общению. То есть консультант (или администратор/управляющий) не воспринимает гостя, который, например, жалуется, как сложного. Ему не нужно "справляться" со "сложным клиентом" или "сложной ситуацией". Ему нужно найти способ решить эту ситуации и помочь гостю.

Понимаете, в чем идея? Другая установка, другое отношение.

Для сферы B2C это важный подход. В этой сфере консультанты лично общаются с клиентами. Если у них появляется хоть малейшее раздражение или недовольство по отношению к клиенту, собеседник сразу это почувствует. Если консультант будет сосредоточен не на оценке гостя к категории "сложный" или "не сложный" и не на оценке ситуации "сложная" или "простая", а на том, какое решение сейчас будет наилучшим, как можно помочь гостю, то:

1) консультант решит ситуацию более эффективно,

2) общая атмосфера в магазине будет более доброжелательной.

Второй пункт не менее важен, чем первый. У вас было такое, что вы слышите, как посетитель за соседним столиком в ресторане на что-то жалуется, официант отвечает грубо или формально? Сразу во всем ресторане (или как минимум вокруг этого столика) появляется некомфортная атмосфера. То есть недоброжелательная коммуникация между посетителем и официантом повлияла и на тех, кто не был непосредственным участником диалога.

Это еще одна причина, почему так важно внедрять правильное отношение к "сложным" ситуациям и убирать понятие "сложный клиент".

Читайте также: 6 надежных способов убить доверие клиента

- Как вы проводите работу с персоналом на тему нестандартных ситуаций?

- Такую работу нужно начинать с сотрудником с первых дней, как он пришел в компанию.

Часто именно новички задают вопросы, как работать "со сложными гостями".

На вопрос,  как вы поняли, что перед вами гость из категории "сложных", они описывают ситуации, в которых не знали, как действовать.

Например, приходит и просит собрать подарок в виде рояля, но маленького (рояля, Карл!) А у нас ничего из подарочной упаковки и близко не похоже на рояль. Скажу честно: мало в  каком чайно-кофейно-конфетном магазине может быть что-то похожее на рояль. Консультант теряется, ему не хочется отказывать гостю, но и что делать, он не знает. Или приходит гость и хочет вернуть кофе, или хочет перед покупкой продегустировать чай (а у нас 150 сортов чая и нет физическо-технической возможности провести такую дегустацию), или гость специально пришел за определенной кружкой (он их собирает), а кружки в магазине нет. Как я и говорила, в ритейле много ситуаций, которые сотрудник может назвать сложными. У всех есть общий признак – появляется мысль "я не знаю, что сейчас делать".

Мы разбираем такие ситуации с сотрудниками и приходим к выводу, что это не гость сложный, это ситуация нестандартная. Сосредоточиться нужно на том, как я сейчас могу ему помочь.

Читайте также: Как жаловаться, чтобы сервис взлетел до небес: 4 правила

- Расскажите конкретные случаи.

- Могу привести несколько примеров своеобразных рекордов, которые поставили сотрудники, в процессе решения подобных ситуаций.

В магазине ажиотаж, консультанты работают так быстро, как могут. Пришла гостья, чтобы собрать подарки на 8 марта. В процессе выбора товара и сбора подарка что-то постоянно не соответствовало ожиданиям гостьи. В итоге получилось, что консультант около 4-5 часов общался только с одним гостем (при том, что обычная продажа занимает от 10 до 40 минут). И все общение было спокойным и доброжелательным.

Еще один пример. Гость хотел купить кружку, которой нет в магазине. Консультант пообещал попробовать найти. В итоге кружка нашлась в единственном экземпляре в магазине в  Челябинске. Стоимость кружки – до 1000 рублей. То есть, учитывая общий оборот магазина, сумма малозначимая. Но! Консультант договорился с коллегами из Челябинска и с офисом о доставке кружки в Москву.  Когда кружка пришла в магазин, позвонил и обрадовал гостя.

Может быть, это не похоже на классическое понимание рекордов, здесь нет примеров продаж на большие суммы или примеров увеличения оборотов магазина.  Но я решила рассказать именно о них. Эти случаю демонстрируют принцип поведения консультанта в работе со "сложными гостями".

Для того, чтобы консультанты могли эффективно помогать гостям в разных ситуациях, у них должно быть право самостоятельно принимать нестандартные решения, они должны уметь думать не только по скриптам. Этот принцип, кстати, уже много лет используется в сети отелей Ritz-Carlton. Если у консультант сомневается, как поступить (Может он сделать гостю возврат чая или нет? Может он пообещать найти товар?), то у него всегда есть возможность оперативно связаться с руководителем или с тем, кто принимает решения в этой сфере. Таким образом, в решении ситуаций задействован менеджмент разного уровня, в том числе – консультант может позвонить генеральному директору.

Давайте подведем итог. Убираем из головы установку  "работа со сложными клиентами". Внедряем установку "работа в нестандартной ситуации". Даем возможность тем, кто работает с клиентами, принимать решения в нестандартных ситуациях. Даем возможность оперативно консультироваться с любыми отделами и менеджментом любого уровня, чтобы помочь клиенту.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.