HR опыт: классическая адаптация новых сотрудников
Планируя программу адаптации в компании, в первую очередь, важно проанализировать, для какой категории сотрудников она предназначена и какие особенные цели преследует. Так, например, есть определенные отличия в программах для бэк-офиса, удаленных сотрудников, сотрудников производства. Подробнее об этих моментах на примере опыта своей компании рассказала Антонина Зиновьева, директор по персоналу Герофарм (является членом Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС).
Этапы адаптации
Глобально этапы адаптации являются общими для всех категорий сотрудников, различия кроются внутри.
Первый этап – так называемый «предадаптационный». Это та информация, которую сотрудник получает еще до прихода в компанию: инструкции, куда и к какому времени необходимо прийти, к кому надо обратиться и что его будет ждать в первый день.
Второй этап – первый день сотрудника в компании. Несмотря на его небольшую продолжительность по времени, он является чрезвычайно важным – ведь нельзя второй раз произвести первое впечатление.
Достаточно распространенной практикой в рамках программы онбординга в компаниях сегодня является создание и вручение сотрудникам в первый день welcome-наборов. В нашей компании мы внимательно относимся к этому «приветственному знаку» и с определенной периодичностью пересматриваем его наполнение, собирая обратную связь, синхронизируя его с ценностями компании, ESG-повесткой.
В первый день руководитель рассказывает сотруднику о задачах на испытательный срок, знакомит с командой, наставником и ориентирует в предстоящих процессах, а HR передает чек-лист того, что необходимо сделать в течение срока адаптации. Кроме того, новый член команды получает доступ ко всем внутренним системам, корпоративному порталу, базе знаний компании (Академии "Гекрофарм").
В течение первой недели сотрудник проходит welcome-треннинг, который содержит информацию об основных направлениях работы компании. Также важным источником полезных контактов и инструкций по тому, что необходимо делать в различных ситуациях, является книга нового сотрудника.
Третий этап – самый продолжительный по времени. Он начинается с первого дня и направлен на знакомство с целями компании, правилами, командой, задачами. Здесь происходит непосредственное погружение нового члена коллектива в рабочий процесс. На данном этапе HR и руководитель проводят регулярные промежуточные встречи с сотрудником, обсуждают с ним задачи, дают и собирают обратную связь, вносят корректировки. Чрезвычайно важно мониторить также психологическое состояние, отслеживать мотивацию, выявлять сложности и проблемные моменты.
Что входит в адаптационные мероприятия
В настоящее время многие процессы, связанные c велком-мероприятиями и обучением в нашей компании, переведены в дистанционный формат, поэтому принципиальных отличий в общих этапах для сотрудников различных категорий нет.
Вместе с тем, например, для ряда направлений, адаптационный процесс носит более распространенный характер. Так, для новых сотрудников производства очень подробно прописываются мероприятия и шаги, которые необходимо осуществить в рамках испытательного срока. Мы разработали и внедрили визуальный тренажер, который позволяет сотруднику максимально быстро получить полный ответ на свой вопрос и отработать проблемную ситуацию. Кроме того, в компании запущена и ежегодно развивается программа наставничества. Это позволяет максимально ускорить интеграцию сотрудника в рабочий процесс.
Специфика адаптационного процесса удаленных сотрудников состоит в том, что встречи с HR и руководителем проводятся чаще, но являются менее продолжительными по времени. В данном случае чрезвычайно важно установить связь сотрудника с компанией, поддерживать причастность к команде и результату.
Последний адаптационный этап – завершение испытательного срока. Этот процесс важно отметить как значимую веху. На данном этапе сотрудник получает обратную связь и получает подарок от компании. Как правило, мы дарим бизнес-литературу.
Заключение
Но адаптация, безусловно, не заканчивается прохождением испытательного срока. И тут важно помнить, что адаптация может быть не только экспертной, но и психологической. Время последней зависит от уровня позиции и длится обычно от трех месяцев до одного года (у топ-менеджеров). Что касается экспертной адаптации, после которой компания начинает получать максимальный результат, то для линейных позиций – в среднем, она составляет 3 месяца, для менеджеров – 6 месяцев, для топ-команды – до 1,5 лет.
Что Вы думаете об этом?