«Город профессий» — интерактивная энциклопедия о работе в «Норникеле»

Престиж инженерных профессий заметно упал за последние несколько десятилетий, в том числе, потому что мало кто рассказывал о них ярко и доступно. Мы решили это исправить, создав портал для школьников «Город профессий». Получилась трёхмерная карта, с которой можно перейти на интерактивные лонгриды. Главная задача — помочь молодым людям с профориентацией, заинтересовать их инженерными специальностями и работой в «Норникеле». Здесь также можно пройти профориентационный тест. Дополнением к цифровому проекту стала «офлайновая часть» — профориентационные уроки в школах Норильска и учебные материалы для проведения занятий. Проект заявлен в номинации BE COOL, его представляет Рыкова Анна, проректор Корпоративного университета «Норникеля» по цифровому обучению.

Боль, которую решали

Привлекательность производственных профессий снижается, находить новых сотрудников становится сложнее. «Норникель» решает эти проблемы несколькими методами и отдельно делает ставку на профориентацию молодёжи ещё со школы. Используя разные инструменты, особый акцент мы хотели сделать на новое цифровое решение, которое сделает профориентацию действительно увлекательной и доступной для детей.

Идея проекта

Перед нами стояла задача интересно рассказать о производственных профессиях, вовлечь школьников в выбор будущей специальности, и создать «помощника» для родителей и профориентаторов.

Задачи проекта

Работая над проектом, мы решили следующие задачи:

  1. Создать цифровую платформу, на которой будет представлен весь спектр профессий, существующих в компании.
  2. Привлечь внимание подрастающего поколения, а также их родителей, к работе в горной металлургии и на Крайнем Севере.
  3. Создать собственный набор онлайн- и офлан-материалов для проведения профориентации.

Реализация проекта

В ходе работы над проектом проведены десятки интервью со специалистами — представителями профессий, а также с целевой аудиторией проекта. Благодаря проведенному исследованию образ решения поменялся на 40% от изначально предполагаемого. Мы стремились сделать действительно полезный продукт, опираясь на опыт реальных профессионалов своего дела.

На старте предполагалось, что решение (современный профориентационный сайт) будет охватывать только производственные специальности, связанные с добычей и обогащением руды и металлургией. Чтобы не работать вслепую, мы провели исследование, которое открыло истинные потребности детей. Поняли, что школьникам интересны разные профессии, а ограниченность контента только оттолкнёт аудиторию. Поэтому приняли решение расширить наполнение проекта и рассказать о максимально возможном количестве сфер деятельности.

Так родился финальный образ решения — интерактивный портал «Город профессий», рассказывающий обо всех специальностях компании. Образ города знаком и понятен детям, а также очень хорошо вписывается в нарратив процесса исследования: чтобы выбрать своё призвание, школьникам предстоит заглянуть в разные районы, познакомиться с представителями профессий и узнать, как устроена их работа.

Главной страницей портала и «фишкой» проекта стала трёхмерная карта — собирательный образ производств и городов присутствия «Норникеля». Она состоит из 12 районов, 13 микрорайонов и 27 уникальных объектов, которые отражают различные сферы деятельности компании.

Каждый объект и локацию карты моделировали отдельно. Собирали мудборд из фотографий реальных построек или техники, отбирали лучшие ассоциации с профессиями, добивались максимальной узнаваемости. Внутри микрорайонов можно найти символичные объекты, которые ассоциируются с профессиями. Например, над Районом геологов возвышается нивелир, а в Производственном районе — гигантская буровая установка горняков, литейный ковш из металлургического завода и флотационная установка из обогатительной фабрики.

Вторым ключевым разделом портала после карты стали лонгриды о профессиях. Их можно открыть, выбрав нужный микрорайон.

Важно было рассказать о профессиях максимально реалистично, поэтому для сбора контента привлекли действующих сотрудников «Норникеля» — представителей разных специальностей. Всего провели 60 часов интервью и написали рассказы о 147 профессиях. Сначала сами разобрались в сложных процессах производства, затем упростили их, подобрали метафоры и понятные аналогии, чтобы написать лёгкие и интересные тексты.

Портал стал цифровой энциклопедией, который охватил специальности из 13 профессиональных сфер. Исследование показало, что школьникам важно понять, какие сложности могут возникнуть в процессе работы. Поэтому в лонгридах мы рассказали об особенностях и востребованности профессий, и какие есть перспективы развития.

Также мы выявили, что детям интересен и социальный аспект работы: доходы, бонусы, экология, культура компании и в каких условиях предстоит жить. Так появились «Башня “Норникеля”» и локации городов. В «Башне» рассказываем о безопасности, экологических проектах, компенсационном пакете, спорте, творчестве, волонтёрстве и других активностях компании. В лонгридах о Норильске, Дудинке, Мончегорске освещаем жизнь в городах и поясняем, как они будут меняться.

Чтобы школьникам было интересней изучать портал, мы разработали 28 квизов для всех лонгридов о профессиях. Квизы не только помогают проверить, как усвоился материал, но и открывают дополнительные факты о профессиях благодаря подсказкам к каждому ответу. Если пользователь не всё понял по ходу чтения, у него есть возможность что-то узнать во время прохождения квизов.

Все квизы объединены в большой квест из 8 карточек. Карточки привязаны к районам города. За прохождения квизов и изучение разных разделов портала пользователи получают награды. Список всех наград и заданий можно посмотреть в личном кабинете.

Чтобы решение действительно помогало в профориентации, разработали тест, по результатам которого можно получить рекомендации подходящих профессий. Для этого прошли 17 тестов на профориентацию и проанализировали 480 вопросов, а также консультировались с психологом-профориентатором.

Выбрали самые проверенные методики: Е.А.Климова и И. Бриггс Майерс. В них упростили язык, а механику адаптировали под понятный и лёгкий формат чата, где вопросы задаёт забавный виртуальный помощник — бот Ni-28.

Бот Ni-28 контактирует с пользователем, даёт подсказки и задаёт вопросы в тесте на профориентацию. Его визуальные прототипы — Чебурашка и Астро Бот. Большая голова и уши напоминают очертания тела ребёнка и вызывают доверие. Лицо в виде экрана позволяет менять эмоции. Бот левитирует, поэтому его можно размещать в любой части экрана. Прототипом имени бота стали названия дроидов из «Звёздных войн». Ni — это символ никеля, а 28 — порядковый номер из таблицы Д.И. Менделеева.

При первом входе на портал Ni-28 проводит онбординг — рассказывает, как устроен Город, районы, микрорайоны и квизы. Короткое обучение сокращает риск, что новые посетители запутаются в большом количестве разделов портала.

Профориентаторы — одна из аудиторий, которая планирует использовать портал в своей работе. В помощь им создали увлекательный школьный урок, который заменит привычные лекции о профессиях. Для урока подготовили красочную анимированную презентацию в стилистике проекта. Предлагаем детям поиграть в мини-игры и понять, какие качества нужны для выбора профессий.

После урока дети получат буклет с кратким содержанием и советами из презентации и набор стикеров, которыми можно стилизовать свои вещи. Чтобы постоянно быть на виду у школьников, подготовили плакаты и листовки о Городе — 200 кг материалов отправились в Норильские школы, на образовательные фестивали и конкурсы.

Не оставили без внимания и родителей школьников, которые на этапе исследования делились своими проблемами и пожеланиями в вопросе профориентации. Для этой аудитории разработали методичку — пошаговое руководство с советами, как начать разговор о профессии, выявить предпочтения и интересы ребёнка. Методичку можно распространять онлайн — по почте или в школьных чатах — или распечатать версию без картинок.

В дополнение к методичке разработали карту профессий со всеми сферами и специальностями Города. Карта также вошла в комплект для учителей. Её можно повесить в классах, использовать для интерактивов и игр во время уроков.

В дополнение к методичке разработали карту профессий со всеми сферами и специальностями Города.

Результаты проекта

Мы спроектировали, разработали и запустили с нуля интерактивный портал, на котором представлена информация о 147 профессиях, которые есть в компании. Портал стал цифровой энциклопедией, который охватил специальности из 13 профессиональных сфер. Разработали 28 квизов для всех лонгридов о профессиях. Построили виртуальный город из 12 районов, 13 микрорайонов и 27 уникальных объектов.

Вместе с завершением этого проекта разрушили стереотип о том, что работа в «Норникеле» – это только про горную промышленность и металлургию. В реальности, в компании более 2000 профилей различных должностей: от капитана ледокола до врача-хирурга.

Проект позволил нам соприкоснуться с тремя целевыми аудиториями. У школьников – появилась крутая диджитальная энциклопедия о профессиях, а также возможность пройти профориентационный тест и получить рекомендации о своих сильных/слабых сторонах, а также о выборе дальнейшей профессии. Профориентаторы получили понятный, современный инструмент, который они могут использовать в профориентационных уроках по всей территории РФ. Родители получили методические материалы для общения с ребенком, чтобы помочь в выборе профессии.

Кроме того, удалось создать собственный набор онлайн- и офлан-материалов для проведения профориентации. 37 школ Норильска и Дудинки получили материалы для проведения профориентации. Уроком «Город профессий» охвачено 6092 учащихся школ Норильска с 6 по 11 класс. 7000 комплектов печатных промо-материалов отправили в школы.

Платформа находится в свободном доступе абсолютно для каждого от Владивостока до Калининграда. Результаты увидим в долгосрочной перспективе. Учитывая нарастающий дефицит кадров на рынке труда, мы работаем сейчас, чтобы привлечь в будущем в компанию и отрасль как можно больше замотивированных специалистов.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.