Что иностранцу счастье, то русскому - гедонизм
Реклама давно перестала быть примитивной, это серьезная сфера деятельности, для развития которой требуется подключать науку. В чем сила современной рекламы? В компьютерной графике, инновационных технологиях, с помощью которых она создается, в привлечении звезд кино, искусства? Все это лишь инструменты создания креативной рекламы, без обращения к внутреннему «змею-искусителю», живущему где-то в подсознании личности человека, они вряд ли будут эффективными. Именно поэтому в процессе создания рекламы приоритетными становятся знания нейропсихологии, использование этих знаний для увеличения продаж. Но правильно ли используют производители рекламы научные открытия в данной области? Свою точку зрения на проблему высказала PR-специалист информационно-образовательного портала HR-tv.ru Юлия Голубева.
Одним из наиболее востребованных рекламных приемов стало обращение к гедонизму потребителя. Многие эксперты убеждены, что этой «хвори» подвержено буквально всё поколение Z и частично поколение Y. Они больше других испытывают потребность в наслаждении. Реклама, в которой шикарная блондинка с точеной фигурой идет по вычищенной мостовой приморского города, а затем, надев авиаторы, садится в красный кабриолет – как раз для них. Это они, посмотрев минифильм о роскошной жизни, полной удовольствий, готовы влезть в кредит лишь бы «дотронуться» до этого беззаботного благополучия, прикоснуться к мечте.
Впрочем, об эпидемии гедонизма говорят в последние годы так много, что утверждение, кажется, превратилось в сомнительное клише. Все чаще производителей рекламы упрекают в том, что они переигрывают, извращают понятия счастья и гармонии. И, кстати, результаты опроса, озвученные в 2017 году в рамках XVIII апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, подтверждают это. Согласно данным социологического опроса, счастье не ограничивается материальными благами, потребители подчеркивали, что испытывают ощущение счастья от «возможности заниматься любимым делом». Однако к теме самореализации, саморазвития создатели рекламы практически не обращаются.
Читайте также: 10 мифов о PR
Похоже, не потребители заражены гедонизмом, а производители рекламы или недостаточно глубоко изучают психологию и поведенческие особенности покупателей, или, что скорее всего, идут по пути наименьшего сопротивления, и создают рекламу, затрагивающую исключительно «гедонистические зоны» головного мозга.
Любой человек хочет быть счастливым, стремится к безоблачному будущему. Эти, для кого-то мечты, а для кого-то цели, активно используют в своей работе специалисты по рекламе. Они делают всё, чтобы зритель ассоциировал счастье с «райским наслаждением» «мечтой» и т.д. Покупка товара/услуги принесет тебе счастье – обещает реклама. Но сами респонденты, отвечая на вопрос, что для них счастье, говорят совсем о других материях. Для большинства опрошенных счастье заключается в жизненном балансе, в гармонии внутреннего мира с внешним, с социумом. Нередко респонденты отвечали на этот вопрос как известный персонаж из фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье - это когда тебя понимают и принимают». Другими словами, для потребителя счастье – гораздо более многогранная субстанция, чем демонстрируется в рекламных роликах.
Отдельно хочется отметить, что понимание счастья в духе гедонизма противоречит русскому восприятию этого чувства в принципе. Так, основатель Московского Художественного театра Владимир Немирович-Данченко говорил: «Исключительное счастье человека - быть при своём постоянном любимом деле». А великий Лев Толстой считал «удивительным заблуждением» мысль о том, что «счастье человека в том, чтобы ничего не делать». В свою очередь, русский классик это чувство характеризовал так: «Счастье есть удовольствие без раскаяния».
Таким образом взгляд на рекламу, пропитанную гедонизмом, как на эффективную и приносящую баснословную прибыль не выдерживает критики. Очевидно, что у рекламы в России еще есть потенциал и финансовые перспективы, однако для этого необходимо учитывать особенности менталитета, исследовать нюансы мировоззрения потребителя.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?