«Бабушкизация» рынка труда

Рынок труда стагнирует как никогда. Рекордная безработица в 3% – это реальность, с которой бизнес. Нехватка линейного персонала и замерший рынок специалистов заставляют рассматривать новые инструменты поиска и непривычные кандидатуры. Екатерина Стародубцева-Калачева, международный карьерный консультант и основатель кадрового агентства Hurma Recruitment, рассказывает о том, почему происходит «бабушкизация» экономики и как можно использовать кандидатов старшего возраста на благо бизнесу.

Почему рынку не хватает молодых кадров

На протяжении всего 2023 года экономика сталкивалась и продолжает сталкиваться с вызовами. Работодатели еще не отошли от оттока специалистов в связи с частичной мобилизацией осенью 2022, как случилось падение курса рубля, а вместе с ним и сокращение количества линейного персонала на рынке. Трудовые мигранты из стран СНГ уехали из России: с учетом курса работать здесь и отправлять деньги семье на родину стало просто невыгодно.

Естественно, наиболее остро дефицит ощущается в отношении кадров поколения Y (26-40 лет). Среди них как раз основная часть тех, кто релоцировался, а оставшиеся в России специалисты уже заняты работой в других компаниях. У работодателей остается не так много вариантов для решения проблемы с нехваткой кадров: работа на удержание и привлечение нетипичных для рынка кандидатов. А именно – представителей поколений X.

«Бабушкизация» – тренд или необходимость?

Проблему нехватки персонала можно решить наймом как поколения X (41-60 лет), так и поколения Z (16-25 лет). Однако здесь есть загвоздка: два этих поколения настолько отличаются друг от друга, что не просто по-разному относятся к работе, но и несут в себе совершенно разные ценности.

С поколением Z, конечно, может быть сложнее. Это менее опытные специалисты, в которых, как правило, нужно вкладывать много и временных, и материальных ресурсов, чтобы получить какую-то «отдачу». Более того, они подвержены стрессу и выгоранию, требуют много внимания и пространства для творчества. Рутина для них – настоящее испытание, как и отсутствие творческих задач. Поэтому поддерживать команду из молодых сотрудников и ее работоспособность может оказаться не так-то просто.

В отличие от них, с «иксами» все намного понятнее. Это достаточно активное поколение, которое привыкло работать и зарабатывать. Его представители обладают высокой адаптивностью, поэтому часто преуспевают в бизнесе. Кроме того, они не стремятся уходить на пенсию, а напротив, планируют свою карьеру после 60 лет. Рассчитывают только на себя и добиваются успеха любой ценой – вот, что отличает их от более молодых поколений.

С такими сотрудниками очень легко: достаточно дать им возможность обучаться и участвовать в важных для компании процессах. Этой мотивации будет вполне достаточно для того, чтобы привлечь и удержать поколение Х в команде.

Какую работу могут выполнять «иксы»?

В гостинично-ресторанном бизнесе сегодня активно задействуют поколение X. Во-первых, из-за демографического кризиса, а во-вторых, потому что поколение Z не хочет строить карьеру в этой сфере.

Придя в ресторан fine dining вы с очень большой вероятностью заметите официантов старшего возраста, гардеробщиков, управляющих. На кухне происходит то же самое: поваров и шефов уже не ищут по принципу «чем моложе, тем лучше».

Я знаю, что на текущий момент в холдинге братьев Васильчуков много работают на переориентацию на поколение Х: проводят тренинги, которые помогают наладить работу в команде между разными поколениями. В моей команде тоже есть представители поколения Х, чему я очень рада. С ними комфортно работать: у них понятные цели, они эмоционально устойчивы и готовы прикладывать усилия, чтобы расти и развиваться.

Особенности найма поколения Х

Я уже сказала о том, что со старшим поколением довольно просто работать: они предсказуемы, имею понятные цели и ценят стабильность. То же самое касается и их ожиданий от работы. Они всегда выберут оформление по ТК, а оформление по ГПХ или через статус самозанятого для них – практически табу. Ведь они не гарантируют стабильных выплат и занятости.

Кроме того, соцпакет и ДМС тоже имеют большое значение. После 40 лет начинаешь особенно заботиться о своем здоровье: если этот же вопрос волнует и работодателя, то представители поколения Х без раздумий выберут его.

Не могу также не отметить, что «иксы» прекрасно чувствуют себя в наставничестве. В моей команде как раз есть представительница этого поколения, и ей очень комфортно заниматься обучением младших сотрудников. Кроме того, у нее это здорово получается. «Иксам» вообще очень важно чувствовать себя ценными и причастными к общей задаче. Поэтому очень важно давать им возможность участвовать в планировании и подготовке стратегий, принятии решений. Если вы создадите такие условия, то X точно станет одним из самых преданных ваших сотрудников.

Отдельно хочу сказать, что найм поколения Х – это тенденция не только российского, но и мирового рынка. Скорее всего, в течение нескольких лет сотрудников старшего возраста станет намного больше, но для бизнеса это совсем не плохо. Напротив, возможно, благодаря более опытным и стабильным кадрам, компаниям удастся наладить некоторые бизнес-процессы.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы