Запуск стартапа: наука создания нового бизнеса
Серийный предприниматель и стартап-стратег Грег Котайчиа опубликовал пост в сети Linkedin, посвященный научному подходу при создании стартапа
Я причастен к созданию нескольких стартапов, на сегодняшний день уже четырнадцати, которым я так или иначе посодействовал. Каждый из них как отдельный «фильм», они как дети или как снежинки, все разные. Некоторые успешные, некоторые неудачные, все достижения оставили вмятину во Вселенной.
В моей роли в крупном исследовательском университете я мог помочь в создании новых стартапов. Это невероятно трудоемко и полезно. Как и многие вещи в жизни, со стороны кажется просто, но путь от исследования студенческих идей до коммерциализации предполагает множество тяжелой работы.
Я хорошо помню свой первый стартап. Это была американская корпорация роботов (American Robot Corporation), к которой я присоединился после нескольких лет продаж в секторе B2B – так называемых в наши дни «промышленных» продаж. Американская корпорация роботов сосредоточила внимание на растущем тренде промышленной автоматизации, чтобы США могли более эффективно конкурировать с Японией. И одним из этих способов была робототехника. Это было так здорово ходить на работу утром и, подходя к задней части нашего здания, видеть как роботы красят, печатают, пускают струи воды, подбирают и кладут что-нибудь на место и т.п.
Самым интересным в создании стартапов является сам процесс. США переживает очередной бум создания стартапов и любви ко всему, связанному с предпринимательством. Одним из показателей этого является венчурный капитал. Венчурные капиталисты в 2014 году инвестировали $48.3 млрд. в 4,356 сделок, показав рост на 61% в денежном выражении и рост на 4% количества сделок по сравнению с предыдущим годом.
Мы любим известных предпринимателей почти так же, как спортивных звезд. Истории о предпринимательстве, о переходе «из грязи в князи» и преодоление невзгод, будь то Стив Джобс или Эндрю Карнеги, гипнотизируют нас, их пересказываются в книгах и фильмах, и обильно цитируются в интернете и в социальных сетях.
На заре промышленной революции Фредерик Тейлор и его соратники были первыми, изучавшими процесс выполнения работы с научной точки зрения, включая его влияние на производительность труда. Философия Тейлора сосредоточена в убеждении, что заставлять людей работать так хорошо, как они могли бы, не столь эффективно по сравнению с оптимизацией способа выполнения работы.
В 1909 году Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления». В ней он предложил, что за счет оптимизации и упрощения работы, производительность труда возрастет. Он также выдвинул идею, что работники и руководители должны сотрудничать друг с другом. Это очень отличалось от принятой организации работы в компаниях до этого.
И в современном мире стартапов происходит нечто подобное. Мы строим стартапы с научной точки зрения. Если вы не следили за тем, что происходит в мире создания новых бизнесов, то имеет место следующее:
1) Тестирование
Мы тестируем гипотезы о нашей компании, наших преимуществах и наших клиентах на ранних стадиях. Это, наверное, самое значительное изменение, которое я вижу и о котором постоянно читаю. Если вы еще не купили книгу Александра Остервальдера и Ива Пинье «Построение бизнес-моделей», бегом – не пешком, как раньше говорили, в Amazon и нажмите кнопку «Купить». Несмотря на мою любовь к чтению только на Kindle, эту книгу лучше иметь в печатном виде. Модель проста и гениальна. Она по сути заменяет бизнес-план, любимый документ, который позволяет любой предпринимательской команде снизить риски, неопределенности и неизвестности. В прошлом году Остервальдер и его команда пошли дальше и сосредоточились на ценностном предложении проекта. Это потрясающий инструмент, который добирается до сути любого стартапа/малого бизнеса/новой бизнес-идеи: в чем ценность того, что вы продаете (или планируете продавать) и кто покупатели/заказчики. Это создается в процессе тестирования, исключает догадки путем формулирования правильных вопросов. Плохая новость на ранней стадии – это хорошая новость и оба эти средства позволяют на ранней стадии бизнеса проверить свои допущения. Это гениально.
2) Итерации
Мы движемся итерационно. «Lean» (бережливый подход) как раз об этом. Я помню, как один из соучредителей моего второго стартапа в 1991 году вручил мне книгу под названием «Машина, которая изменила мир». Это было о том, как Тойота внедрила систему бережливого производства. Когда эта книга была впервые опубликована в 1990 году, Тойота составляла половину от «Дженерал Моторс». Сегодня Тойота вслед за «Дженерал Моторс» стала крупнейшим производителем автомобилей в мире и наиболее последовательно успешным глобальным предприятием за последние пятьдесят лет. Это классика менеджмента была первой книгой, раскрывающей систему бережливого производства Тойоты, явившуюся основой для устойчивого успеха. Lean сейчас везде. Наиболее популярная почва для стартапов – это «Бережливый стартап» Эрика Райса. Бережливый стартап является адаптацией бережливого подхода для стартапов, подхода, который применяется по всему миру, изменив способ построения компаний и запуска новых продуктов. Кстати, Эрик Райс определяет стартап как «организацию, занимающуюся созданием чего-то нового в условиях крайней неопределенности». Мне нравится такое определение и оно указывает на источник того, почему мы должны тестировать и делать итерации, для уменьшения риска и получения лучших результатов.
3) Деньги
Мы стали тратить меньше и получать больше. Пока мы поднимаем (собираем) больше денег в целом на стартапы, как уже говорилось ранее, мы тратим меньше, чтобы добиться результата – хорошо это или плохо. Мы делаем больше с меньшими затратами. В то время как традиционные посевной раунд сегодня составляет $750 тыс. – $2 млн, типичный раунд серии А находится в диапазоне от $2 млн до $10 млн. Эти показатели по-прежнему значительно ниже, чем они были всего 10 лет назад. Мой стартап тогда собрал $23 млн на посевной стадии и в ходе раунда серии А. Эта колоссальная разница показывает, как нам собрать деньги, сколько нам нужно на рекламу и как ее использовать.
4) Процесс
Процессы, модели – и подходы (!) – существуют для строительства наших стартапов. Идя рука об руку с первого шага тестирования, мы строим модели чтобы «видеть» и представить себе, будет бизнес нашего стартапа работать или нет. Эти модели, часто рамочные, являются потрясающими инструментами. Они для стартапов, как SWOT-анализ, пять сил Портера или матрица долей роста Бостонской консалтинговой группы для анализа стратегии и создания. Я уверен, что дальше будет больше. Одна из моих любимых книг «Путеводитель предпринимателя» Билла Олета. Это программа из 24 шагов по созданию стартапа, которая движет команду стартапа от начала до запуска.
В мое время у компаний, подобных American Robot, не было этих инструментов, процессов или шаблонов. Мы привлекли много денег и, наверное, много потратили. Эти новые способы эффективного тестирования того, что мы делаем, тестирование наших предположений и гипотез, представляют огромную ценность, не только для стартапов, но и для создания нового продукта внутри существующих предприятий.
Технологу по образованию, мне нравится, как мы сейчас применяем «Тейлора» для стартапов и современные методы научного управления для претворения новых бизнесов к жизни. Пока риск маячит на каждом углу я приветствую эти подходы и ожидаю новые.
Что Вы думаете об этом?