Дистанционная занятость может снизить социальную защищенность работников

Российские работодатели предоставляют своим работникам все меньше социальных гарантий и льгот, пишет Коммерсант со ссылкой на исследователей Высшей школы экономики и Института социологии РАН. Доля работников, у которых есть доступ к корпоративной медицине, питанию и транспорту, с 2000 года сократилась почти вдвое. При этом доступность корпоративного образования не изменилась. В перспективе из-за распространения удаленной занятости соцпакет продолжит сокращаться, а обучение на предприятиях, наоборот, может стать более популярным.

Дистанционная занятость может снизить социальную защищенность работников, Дистанционная занятость, социальная защищенность работников, соцпакет продолжит сокращаться, уменьшение социальных гарантий, сократилась доля работников с правом на льготы, Ancor, Ancor исследование, вырос спрос на работников, рост инвестиций в корпоративное образование

За последние 20 лет российские работодатели стали предоставлять своим работникам намного меньше социальных гарантий и льгот, и с распространением удаленной занятости этот тренд может усилиться, следует из совместного исследования Центра лонгитюдных обследований Высшей школы экономики и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН по данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭПЗН) Высшей школы экономики за 2000–2018 годы.

Как отмечают авторы работы, на рынке труда РФ можно выделить две категории социальных гарантий и льгот: записанные в Трудовом кодексе и поэтому обязательные для работодателя и те, что он предоставляет по своей инициативе. Объем обязательных гарантий и льгот для работников с 2000 года мало изменился, хотя сложности с их получением по-прежнему есть.

Так, по данным РМЭПЗН, каждый седьмой занятый сталкивается с отказом оплатить больничный лист или отпуск, каждый четвертый — отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком.

Объем же «добровольных» гарантий и льгот за это время сократился в несколько раз. Так, например, доля работников, которым оплачивались путевки в санатории или дома отдыха, снизилась с 44,2% до 15,8%, а тех, кому доступна корпоративная медицинская страховка,— с 37,7% до 16,6%. Схожим образом изменилась и доля тех, у кого есть право на дотации на транспорт (с 14,4% до 8,1%). Сильнее всего сократилась доля работников с правом взять льготный кредит на ремонт или строительство (с 14% до 2,5%) и тех, чьим детям предоставляют или оплачивают место в детском саду (с 13,5% до 3,1%), в то время как доля имеющих право на бесплатное или льготное питание снизилась лишь на 5,4 процентного пункта (с 14,9% до 9,5%). Как подчеркивают авторы работы, на фоне сокращения гарантий и льгот от работодателя неизменным остался только доступ работников к корпоративному обучению:, учиться за счет предприятия могут 20–25% занятых, при этом зачастую переобучение доступнее женщинам, чем мужчинам, особенно в образовании и здравоохранении, где существуют требования к повышению профессиональной квалификации.

Отметим, что распространение удаленной работы, которое эксперты рынка труда прогнозируют в ближайшем будущем, может усилить тренд на сокращение соцпакетов, одновременно с этим увеличив потребность компаний в переобучении сотрудников. Как показывают опросы работников (в частности, опрос Superjob), многие из них ради возможности работать удаленно согласны на понижение заплаты или сокращение льгот, и если число желающих работать из дома превысит число таких рабочих мест, работодатели смогут нанимать на дистанционку наименее требовательных кандидатов.

В то же время среди работодателей, по данным кадрового агентства Ancor, в результате пандемии и цифровизации экономики вырос спрос на работников с цифровыми навыками — и поскольку большинство крупных российских работодателей предпочитают обучать сотрудников самостоятельно, это может привести к росту инвестиций в корпоративное образование.

Его роль, как следует из доклада Deloitte «Тенденции развития человеческого капитала-2021», также может усилиться из-за необходимости компаний приобщать сотрудников к корпоративным ценностям в отсутствие возможности делать это непосредственно в офисе.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы