Нововведение ГИТ: проверочные листы

С 01.01.2018 для организаций, отнесенных к умеренной зоне риска , плановые проверки ГИТ проводятся с использованием проверочных листов. Что такое проверочные листы? По поручению Правительства РФ Федеральная служба по труду и занятости собрала воедино все нормативные акты, содержащие нормы трудового права, все 462 нормативных акта. На основании этих актов были разработаны и утверждены 107 проверочных листов . Подробнее о нововведении порталу HR-tv.ru рассказала HR-эксперт Ольга Слинкина.

Проверочные листы, Нововведение, ГИТ, Ольга Слинкина, проверочные листы, нормативные акты, трудовое право, ТК, трудовой кодекс, трудовое законодательство, опросник, трудовые отношения, нормы трудового права, проверка, кадровая документация, рекомендации, самопроверка, Работодатель

Надо отметить, что сейчас в эти 107 листов вошли только 30 нормативных актов. Из чего можно сделать вывод, что работа будет продолжена, и результатом ее будет увеличение числа проверочных листов и количества вопросов в них.

Читайте также: Основы кадрового делопроизводства: что важно знать современному HR-у

По своей сути каждый проверочный лист – это опросник по определенной тематике трудовых отношений. Вопросы, содержащиеся в проверочных листах, касаются различных процедур трудовых отношений – от приема на работу и порядка направления на медицинские осмотры до порядка увольнения по различным основаниям, включая сокращение штата или численности. Важно, что кроме вопросов, опросник фактически содержит ответы, а именно, те нормы трудового права, которые регулируют конкретные проверяемые отношения, в том числе часть и статью регулирующего нормативного акта.

Перед началом проверки ГИТ направляет в адрес работодателя перечень листов, которые будут участвовать в проверке. Работодатель может провести экспресс-аудит кадровой документации и, если есть необходимость и возможность, исправить выявленные нарушения. Хорошо если в компании, в общем и целом, соблюдались трудовые права, и кадровая документация велась с учетом законодательства, а в локальные нормативные акты своевременно вносились изменения, продиктованные изменением законодательства. Но это не всегда так. Тогда работодателю нужно оценить, какие нарушения стоят дороже всего, и начать исправлять их в первую очередь.

До недавнего времени не были разработаны методические рекомендации по использованию проверочных листов. Но Министерство труда и социальной защиты, Федеральная служба по труду опубликовали письмо от 7 марта 2018 г. N837-ТЗ, содержащее Методические рекомендации по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Методические рекомендации). Одна из целей введения проверочных листов – повышение уровня внутреннего контроля работодателем за соблюдением норм трудового права у себя в организации. Но при проверке ГИТ инспекторы используют те же самые проверочные листы. Значит подход к методике проверки и самопроверки должен быть одинаковым. Поэтому инспектор будет пользоваться той же методикой, что разработана для работодателя.

Обратим внимание на наиболее важные моменты при работе с проверочными листами. В первых же абзацах Методических рекомендаций читаем:

«Работодатели, применяющие внутренний контроль (самоконтроль), информируют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о результатах проведенной оценки соответствия, планах и сроках устранения выявленных нарушений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Информация о проведенном внутреннем контроле (самоконтроле) хранится у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в специализированном банке данных по каждому работодателю».

То есть после того как работодатель проверит сам себя по проверочным листам, результаты этой самопроверки он должен направлять в ГИТ! Пока эта обязанность не закреплена на законодательном уровне и не предусмотрена ответственность за ее несоблюдение. Но законопроект с соответствующими изменениями, в частности в Кодекс об административных правонарушениях, уже проходит рассмотрение в установленном порядке, и, скорее всего, будет принят в ближайшее время. Поэтому, считаю, что работодателю надо дать соответствующее поручение ответственным сотрудникам уже сегодня проработать проверочные листы и наметить план мероприятий.

В помощь может быть, например, электронный онлайн-ресурс, позволяющий работодателю самостоятельно осуществить проверку соответствия отдельным требованиям трудового законодательства и в случае выявленных несоответствий получить рекомендации по их устранению до проведения проверки государственной инспекцией труда, с приложением правового обоснования и необходимых форм документов.

Очень важный пункт Методических рекомендаций звучит так: «При выборе проверочного листа учитывается, что проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника , а не организации работодателя в целом». Это согласуется с частью 1 статьи 4.4. КоАП и Постановлением Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N60-АД14-12, о том, что за каждое нарушение трудового права предусмотрена отдельная ответственность.

Проверочные листы, Нововведение, ГИТ, Ольга Слинкина, проверочные листы, нормативные акты, трудовое право, ТК, трудовой кодекс, трудовое законодательство, опросник, трудовые отношения, нормы трудового права, проверка, кадровая документация, рекомендации, самопроверка, Работодатель

Инспектор будет приходить на проверку с тем набором проверочных листов, которые будут уже известны работодателю. Плюс такого подхода: работодатель будет заранее уведомлен, с какими листами придет инспектор, что будет спрашивать и что проверять.

Читайте также: 7 заповедей Трудового кодекса

Минусы такого подхода: инспектор будет задавать очень много подробных вопросов, отмечать ответы в листах, а обрабатывать эти листы с ответами будет другой инспектор, с которым представитель работодателя не виделся, и договориться не имел возможности.

Таким образом, работодателя вынуждают организовать работу по самоконтролю, мотивируют на повышенное внимание к соблюдению трудового законодательства.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Аркадий Юрлов
Логистика в сфере мотивационных программ: как уход в цифру трансформирует корпоративную мотивацию

Компании тратят огромные бюджеты на мотивацию сотрудников, дарят подарки и поощряют за успехи. Все это — важные элементы корпоративной культуры. Но мало придумать хорошую программу мотивации, ее еще нужно правильно реализовать. А здесь начинается один из самых сложных этапов: логистика подарков.

Традиционный подход — выбрать, заказать, упаковать, доставить — больше не работает. Вдобавок к этому, сохраняется высокая вероятность ошибки: подарок не подошел, задержался в пути, потерялся. В итоге процесс затягивается, мотивация сотрудников падает, а сотрудники вместо радости получают разочарование.

CMO сервиса электронных подарочных сертификатов Giftery Аркадий Юрлов рассказал, какие проблемы есть в традиционной логистике, как цифровые решения их позволяют решить и почему они становятся стандартом в мотивационных программах компаний.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.